: Психологическая служба - Диалог с психологом - 55-летие первого полёта человека в космос

12 апреля 2016 года – 55-летие первого полёта человека в космос

«…Этот полёт – триумф коллективной мысли, коллективного труда тысяч советских рабочих, инженеров, учёных, это слава нашего народа».
Ю.А.Гагарин

4 октября 1957 года запуск первого спутника на орбиту нашей планеты ознаменовал начало новой, космической, эры человечества. И весь мир, затаив дыхание, ждал следующего шага, который должен был закрепить успех в покорении космоса и дать старт новым достижениям и открытиям человека в пространстве за пределами Земли.

И вот 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут утра с космодрома Байконур в степи Казахской ССР состоялся запуск ракеты-носителя с космическим кораблем «Восток», на котором член первого Отряда космонавтов 27-летний Юрий Гагарин первым в мире совершил свой легендарный полет в космос, открыв человечеству дорогу к звездам. В этот день наша страна стала первой. Навсегда.

Роскосмос в ознаменование этой вехи в истории Земли объявляет 2016-й год «Годом Юрия Гагарина» и планирует целый ряд интересных мероприятий. Будут выставки и телепрограммы, радиоэфиры и шоу, флеш-мобы и другие акции.

Роскосмос будет анонсировать юбилейные мероприятия, а также акции партнеров программы «Гагарин. Поехали!» на сайте и официальных страницах Госкорпорации в социальных сетях. Символично, что первый пуск с первого гражданского космодрома России – космодрома Восточный – состоится в этот, юбилейный «гагаринский» год.

Сегодня Госкорпорация «Роскосмос» и российские космонавты с борта МКС презентуют символику юбилейного года – знак «Гагарин. Поехали!» и слоган «Подними голову!!».

Мы приглашаем всех, кто интересуется космосом, кто мечтает о далеких планетах, для кого космическая деятельность России – это часть жизни, присоединиться к нам. Участвуйте в наших мероприятиях, пишите об истории и современности российской космонавтики, о героях, благодаря которым Подвиг Юрия Гагарина стал реальностью, снимайте и записывайте ваши видео- и аудиоролики. Присылайте материалы на адрес Gagarin55@roscosmos.ru, и лучшие работы мы опубликуем на сайте или в социальных сетях Роскосмоса. Давайте вместе вспомним, как это было и помечтаем о будущем – ведь все только начинается!

«О первом в мире полёте человека в космическое пространство»

12 апреля 1961 года

«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич.

Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.

По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору - 65 градусов 4 минуты.

Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя.

С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двустороняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.

Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально.

Полет корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается.

По полученным данным с борта космического корабля «Восток», в 9 часов 52 минуты по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: «Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо».

В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля «Восток»: «Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо».

В 10 часов 25 минут московского времени, после облета земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза».

Личные впечатления от полёта Юрия Алексеевича Гагарина

(из книги Ю.А.Гагарина «Дорога в космос»)

Вот как описал свой полет Юрий Алексеевич Гагарин:

«... Я вошел в кабину, пахнущую полевым ветром, меня усадили в кресло, бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами, освещенными уже не дневным, солнечным светом, а искусственным. Мне было слышно все, что делалось за бортом корабля на такой милой, ставшей еще дороже Земле. Теперь с внешним миром, с руководителями полёта, с товарищами-космонавтами я мог поддерживать связь только по радио. Позывной Земли был красивый и звучный – «Заря»...

...Наконец технический руководитель полёта – им был академик С.П.Королёв – скомандовал:

- Подъем!

Я ответил:

- Поехали!

Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства. Началась борьба с силой земного тяготения. Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолета, но в нем было множество новых музыкальных оттенков и тембров, не записанных ни одним композитором на ноты и которые, видимо, не сможет пока воспроизвести никакой музыкальный инструмент, ни один человеческий голос. Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего, наверное, еще более волнующую и прекрасную, чем величайшие творения прошлого...

...За плотными слоями атмосферы был автоматически сброшен и улетел куда-то в сторону головной обтекатель. В иллюминаторах показалась далекая земная поверхность. В это время «Восток» пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо виднелись на ней островки и берега, поросшие тайгой, освещенной Солнцем.

- Красота-то какая! – снова, не удержавшись, воскликнул я...

...Одна за другой, использовав топливо, отделялись ступени ракеты, и наступил момент, когда я мог сообщить:

- Произошло разделение с носителем, согласно заданию. Самочувствие хорошее...

...Корабль вышел на орбиту – широкую космическую магистраль. Наступила невесомость – то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К.Э.Циолковского...

...В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода «Востока» из тени Земли она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через атмосферу, горизонт стал ярко оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветная гамма!...

...9 часов 52 минуты. Пролетая в районе мыса Горн, я передал сообщение:

- Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно...

...В 10 часов 15 минут на подлете к африканскому материку от автоматического программного устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозного двигателя. Я передал очередное сообщение:

- Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо...

...Наступал заключительный этап полёта, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полёт по орбите, - возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему...

...В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время...

...Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз...

...Высота полета все время уменьшалась. Десять тысяч метров... Девять тысяч... Восемь... Семь...

Сработала парашютная система. Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку...

...В 10 часов 55 минут «Восток»... благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле колхоза «Ленинский путь», юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловки... Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу...

...- Неужели из космоса? – не совсем уверенно спросила женщина.

- Представьте себе, да, - сказал я...»

Биография первого космонавта земли

9 марта 1934 — 27 марта 1968

Дата и место рождения

Юрий Алексеевич родился 9 марта 1934 года в с.Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области в семье колхозника. Отец - Алексей Иванович Гагарин. Мать - Анна Тимофеевна Гагарина.

Семейное положение

Жена - Валентина Ивановна Гагарина (Горячева). Дети: дочери Елена Юрьевна Гагарина (родилась 10 апреля 1959 г.) и Галина Юрьевна Гагарина (родилась 7 марта 1961 г.)

Образование

1941 – поступил в 1-й класс средней школы с.Клушино, но учёбу прервала война. Лишь в 1943 возобновил учёбу в школе.

1945-1949 – учился (окончил 6 классов) в средней школе г.Гжатск (в 1945 семья Гагариных переехала в Гжатск).

1949-1951 – учащийся ремесленного училища № 10 в г. Люберцы (Московская область), получил специальность «формовщик-литейщик».

1951 – окончил 7-й класс в школе рабочей молодёжи №1 г.Люберцы и был направлен Московским областным управлением трудовых резервов на учёбу в Саратовский индустриальный техникум.

1951-1955 – учащийся Саратовского индустриального техникума по специальности «Литейное производство», получил диплом с отличием.

4 сентября 1954-1 октября 1955 – занимался в Саратовском областном аэроклубе. На самолёте ЯК-18 выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 минуты. По окончании аэроклуба направлен в 1-е Чкаловское ВАУЛ.

14 марта 1955 – совершил первый прыжок с парашютом ПД-47 с высоты 800 метров с самолёта По-2.

1957 – окончил 1-е Чкаловское ВАУЛ имени К.Е.Ворошилова, г.Оренбург. Южно-Уральский военный округ, по истребительному профилю по первому разряду. Госэкзамены по теоретическим курсам сдал на «отлично». Летал на самолётах Як-18 и МиГ-15бис (общий налет – 166 час 41 мин., 586 полетов).

1 сентября 1961 – 2 марта 1968 – слушатель ВВИА им. Н.Е.Жуковского, инженерный факультет.

17 февраля 1968 защитил дипломный проект. Окончил академию с отличием по специальности «Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним» и получил квалификацию «лётчик-космонавт-инженер».

Деятельность до зачисления в отряд космонавтов

27 октября 1955 – 5 ноября 1957 – курсант 1-го Чкаловского ВАУЛ имени К.Е.Ворошилова.

8 января 1956 – принял военную присягу.

С 5 ноября 1957 – в распоряжении командующего ВВС Северного флота (СФ).

С 29 декабря 1957 – до зачисления в отряд космонавтов – летчик 769 ИАП 122 ИАД ВВС СФ, поселок Луостари-Новое Мурманской области.

24 октября 1959 – был представлен на должность старшего летчика. К октябрю 1959 – общий налет – 265 часов.

Служба в отряде космонавтов

7 марта 1960 – приказом Главкома ВВС №267 зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов ЦПК ВВС.

25 января 1961 – назначен на должность космонавта и присвоена квалификация «космонавт ВВС».

С 23 мая 1961 – командир 1-го отряда, старший инструктор-космонавт.

С 16 января 1963 – командир отряда космонавтов, старший инструктор-космонавт.

С 20 декабря 1963 – заместитель начальника ЦПК по лётно-космической подготовке, начальник отдела лётно-космической подготовки.

С 20 марта 1964 – начальник 3 отдела, старший инструктор-космонавт, заместитель начальника ЦПК.

С 14 марта 1966 – заместитель начальника ЦПК по лётно-космической подготовке, старший инструктор-космонавт.

15 апреля 1968 – исключён из списков офицерского состава ВС СССР как погибший при исполнении служебных обязанностей.

Космическая подготовка и полёты

16 марта 1960 – 18 января 1961 – общекосмическая подготовка.

11 октября 1960 – приказом Главкома ВВС №00176 зачислен в группу для подготовки к первому пилотируемому полёту на КК «Восток» вместе с В.Быковским, Г.Нелюбовым, А.Николаевым, П.Поповичем и Г.Титовым.

Октябрь1960 – апрель 1961 – непосредственная подготовка к полёту в составе группы.

8 апреля 1961 – решением Госкомиссии назначен пилотом КК «Восток».

1 космический полёт совершил 12 апреля 1961 в качестве пилота КК «Восток». Спускаемый аппарат и космонавт приземлились неподалёку от деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Продолжительность полёта: 000 сут 01 час 48 мин. Позывной: «Кедр».

Сентябрь 1965 – апрель 1967 – проходил подготовку к полёту в качестве командира активного КК «Союз» (7К-ОК) в составе 2-го экипажа.

23 апреля 1967 – был дублёром командира КК «Союз-1» В.Комарова.

Почётные звания

14 апреля 1961 - Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР

1961 – заслуженный мастер спорта СССР по бегу

1962 – почётный радист

Классность

7 июля 1959 – военный лётчик 3-го класса

10 ноября 1960 – инструктор ПДП ВВС

12 апреля 1961 – военный лётчик 1-го класса

30 мая 1961 – космонавт 3-го класса

Автор книг

1962 – «Дорога в космос»

1971 – «Психология и космос» (соавтор)

1976 – «Вижу Землю»

Дата и причина смерти

Ю.А.Гагарин погиб 27 марта 1968 года в авиационной катастрофе на самолёте УТИ МиГ-15 вместе с лётчиком-испытателем, полковником В.С.Серёгиным во время тренировочного полёта. Самолёт разбился вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области. Точная причина авиакатастрофы не установлена.

Похоронен в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

По материалам справочника «Советские и российские космонавты», 1960-2000

Хроника полёта

3 часа 00 минут (здесь и далее время московское).

На стартовой площадке начались заключительные проверки космического корабля. Присутствовал Сергей Павлович Королёв.

5 часов 30 минут.

Подъем, завтрак и завтрак Юрия Гагарина и его дублера Германа Титова.

6 часов 00 минут.

Началось заседание Государственной комиссии. После заседания было окончательно подписано полетное задание Космонавту-1.

Когда Юрий был одет, работники космодрома попросили у него автографы. Юрий удивился - первый раз в жизни к нему обращались с такой просьбой.

Через несколько минут специальный автобус голубого цвета уже ехал к стартовой площадке.

6 часов 50 минут.

После доклада о готовности председателю Государственной комиссии Юрий сделал заявление для печати и радио. Это заявление уместилось на нескольких десятках метров магнитофонной пленки. Спустя пять часов оно стало сенсацией…

Находясь на железной площадке перед входом в кабину, Гагарин приветственно поднял обе руки - прощание с теми, кто оставался на Земле. Потом скрылся в кабине.

7 часов 10 минут.

Голос Гагарина появился в эфире.

8 часов 10 минут.

Объявлена 50-минутная готовность. Была устранена единственная неисправность. Она обнаружилась при закрытии люка № 1. Его быстро открыли и все поправили.

8 часов 30 минут.

30-минутная готовность. Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. Фамилия человека, который первым покинет планету, теперь известна окончательно - Гагарин.

8 часов 50 минут.

Объявлена десятиминутная готовность. Проверка всех основных систем и герметизации.

9 часов 6 минут.

Минутная готовность. Гагарин занял исходное положение.

9 часов 7 минут.

Дается зажигание. Старт корабля «Восток», в эфире слышно знаменитое «Поехали!..»

9 часов 9 минут.

Отделение первой ступени. Гагарин должен услышать, как отделилась эта ступень, и почувствовать, что вибрация резко уменьшилась. Ускорение возрастает, так же как и перегрузки. На пункте наблюдения ждут доклада Гагарина.

9 часов 11 минут.

Выход Гагарина на связь, сброс головного обтекателя.

9 часов 22 минуты.

Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв ее, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру - Главному научному советнику президента Кеннеди. Заспанный доктор Вейзнер взглянул на часы. Было 1 час 30 минут по вашингтонскому времени. С момента старта «Востока» прошло 23 минуты. Предстоял доклад президенту - русские опередили американцев.

9 часов 57 минут.

Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой. Официальное сообщение о запуске в космос человека, подписание приказа о присвоении Юрию Алексеевичу Гагарину звания майора.

10 часов 13 минут.

Телетайпы закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства.

Юрий Гагарин стал близким для всех народов земного шара. Но больше всего волновалась и переживала за него, конечно же, Родина.

10 часов 25 минут.

Включение тормозная двигательная установка, и корабль пошел на спуск.

Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров…

10 часов 35 минут.

Отделение приборного отсека. Продолжение спуска.

10 часов 26 минут.

Вход в плотные слои атмосферы, потеря связи.

10 часов 55 минут.

Обгоревший железный шар стукнулся о вспаханную почву - поле колхоза «Ленинский путь», юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловка. На парашюте опустился Юрий Гагарин.

Рекорды, установленные в полёте

Международная авиационная федерация (ФАИ) в мае 1961-го зарегистрирует: первый пилотируемый космический полет совершил гражданин СССР майор Юрий Алексеевич Гагарин. Из официальных документов ФАИ следует, что корабль «Восток» стартовал с космодрома Байконур в 6 часов 7 минут по Гринвичу и приземлился вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области через 108 минут.

Последняя величина рекордной остается и сегодня. Никто на одноместных кораблях не поднимался выше, чем Юрий Гагарин.

Космический корабль «восток»

«Восток» - наименование серии советских одноместных космических кораблей (КК) для полетов по околоземной орбите. На КК «Восток» был совершен первый в мире полет человека в космос. КК созданы под руководством С.П.Королёва. На КК «Восток» изучалось воздействие условий орбитального полета на состояние и работоспособность космонавта, проводились исследования, связанные с проверкой принципов построения КК, отработкой их конструкций и систем.

Основные характеристики

Масса КК «Восток» - 4,73 т; максимальная достигнутая продолжительность полета - 5 суток («Восток-5»); длина (без антенн) 4,4 м; максимальный диаметр 2,43 м. КК «Восток» состоит из двух основных отсеков: спускаемого аппарата (СА), являющегося орбитальным отсеком, и приборного отсека (ПО). Отсеки механически соединены между собой с помощью металлических лент и пиротехнических замков. КК «Восток» имеет системы: автоматического и ручного управления; автоматической ориентации на Солнце и ручной ориентации на Землю, жизнеобеспечения (рассчитана на 10 суток работы при атмосфере, близкой по своим параметрам к земной); командно-логического управления; электропитания; терморегулирования; приземления. КК снабжен также автономной и радиотелеметрической аппаратурой для контроля и регистрации параметров, характеризующих состояние человека, конструкции и системы, ультракоротковолновой и коротковолновой аппаратурой для двусторонней радиотелефонной связи космонавта с наземными станциями, командной радиолинией, программно-временным устройством, телевизионной системой с двумя передающими камерами для наблюдения за космонавтом с Земли, радиосистемой контроля параметров орбиты и пеленгации КК, тормозной двигательной установкой ТДУ-1 и другие.

Для увеличения надежности некоторые основные системы КК дублированы.

Спускаемый аппарат

Масса 2,46 т, диаметр 2,3 м, объем 5,2 куб. м, свободный объем 1,6 куб. м - предназначен для размещения космонавта, в нем космонавт спускается до высоты 7 км. Герметичный корпус СА (алюминиевый сплав) имеет сферическую форму (диаметр 2,2 м). Снаружи корпус покрыт тепловой защитой с переменной толщиной (максимально - до 0,18 м в лобовой части; минимально - до 0,03 м в тыльной части СА). Наружные обводы СА, включая теплозащиту, имеют сферическую форму с диаметром 2,3 м. Форма СА и положение его центра масс обеспечивают аэродинамическую устойчивость СА, рассчитанного на спуск по баллистической траектории. В верхней части корпуса СА расположены три люка диаметром «в свету» 1 м. Один из них, находящийся со стороны ног космонавта, - технологический, обеспечивающий проведение различных операций на Земле. Через второй люк (напротив технологического) осуществляется посадка космонавта и катапультирование кресла с космонавтом при парашютировании СА на участке спуска в атмосфере или при аварии ракеты-носителя на начальном этапе выведения на орбиту. Через третий люк (расположенный между первыми двумя) выстреливается парашют, на котором спускается СА. Второй и третий люки закрыты отделяемыми (с помощью пиротехнических устройств) крышками. СА имеет три иллюминаторами, два из которых размещены на крышках люков. Внутри СА расположены: парашютный контейнер вместимостью 330 куб. дм (площадь основного купола 574 кв. м, скорость приземления на основном парашюте 10 м/с); катапультируемое кресло космонавта (с 2 твердотопливными ракетными двигателями) с основным и вспомогательным парашютами, аварийным запасом снаряжения и питания (включая средства пеленгации); приборы и оборудование основных и вспомогательных систем корабля (жизнеобеспечения, терморегулирования, электропитания, навигации и управления, телеметрии, пульт космонавта, оптический ориентатор, ручка управления, средства пеленгации, радиосвязи и так далее). Внутри корпус и оборудование СА покрыты теплоизоляцией в сочетании с декоративной обшивкой. Снаружи СА находятся: антенны командной радиолинии (установлены на металлических лентах, крепящих СА к ПО), отделяемая часть платы кабель-мачты, связывающей СА с ПО, узел крепления лент, соединяющих СА и ПО. Для обеспечения безопасности космонавт на всех участках полета находился в скафандре. На участке спуска (высота 7 км) осуществлялось катапультирование космонавта (с креслом и неприкосновенным запасом). После удаления кресла с космонавтом от СА на безопасное расстояние космонавт отделялся от кресла и спускался на парашюте (скорость приземления 5 м/с); раскрытие парашюта СА происходило на высоте 4 км. Конструкции и системы были рассчитаны на возможность приземления СА с космонавтом на борту (без катапультирования).

Приборный отсек

масса 2,27 т, максимальный диаметр 2,43 м, длина 2,25 м, объем 3 куб. м - предназначен для размещения аппаратуры и оборудования основных систем КК, обеспечивающих орбитальный полет. Корпус ПО, выполненный из алюминиевого сплава, имеет форму двух усеченных прямых конусов, сопряженных основаниями. Со стороны СА корпус представляет собой вогнутую сферическую оболочку, с противоположной стороны в корпусе имеется цилиндрическая ниша, в которой размещается ТДУ-1. Перед полетом ПО заполняется сухим азотом. Внутри ПО размещаются: приборы системы ориентации и управления движением, командно-логического управления и электропитания; аппаратура и оборудование радиосвязи с Землей; приборы телеметрии; программно-временные устройства. Снаружи ПО установлены шаровые баллоны с азотом системы ориентации КК с управляющими соплами (2 секции по 8 сопел в каждой с тягой одного сопла 14,7 Н), датчик солнечной ориентации, датчики системы телеметрии, радиационная поверхность системы терморегулирования с жалюзи и их приводами, баллоны с кислородом для системы жизнеобеспечения.

По материалам энциклопедии «Космонавтика», М.: Сов. энциклопедия, 1985