: Психологическая служба - Диалог с психологом - Клиповое мышление

Клиповое мышление. Что это такое?

Все чаще и чаще со страниц СМИ и телевизионного экрана озвучивается мысль, что многие проблемы современной молодежи связаны с клиповым мышлением. Попробуем разобраться, что же это такое, и каким образом оно может влиять на: – восприятие окружающего мира; – способность к анализу информации; – систему морально-этических ценностей.

Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка».

Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении – окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых. Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу. Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ.

Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно

Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века – уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения. Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.

Другая сторона клипового мышления

Ослабление чувства сопереживания, ответственности. Интересную мысль по этому поводу в своем интервью высказал диакон Андрей Кураев, размышляя о восстановлении рухнувшего «Трансвааль-парка». «…Но тот человек, который идет сознательно развлекаться и берет с собой детей для развлечения на место, политое человеческой кровью, конечно, тем самым демонстрирует, что с его совестным чувством что-то не так. Я думаю, что это люди, которые воспитаны в клиповом мышлении. Это мышление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция. Вот идут сводки новостей, одна с другой не связаны. Идет концерт, один номер с другим не связан. Вослед рекламные ролики – один с другим не связан. Наконец, есть множество телеканалов, которые ты постоянно переключаешь, и они тоже между собой никак не связаны. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две-три минуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и протечь через твои мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным. Я не сомневаюсь, что те люди, которые сейчас пойдут в аквапарк, когда случилась трагедия, наверняка сочувствовали, сопереживали. Может быть, даже давали зарок – больше туда не будем ходить... Но прошло несколько месяцев и уже совсем другая погода в душе. Другие тонны информации через нее прошли. И человек уже предпочел забыть то, что произошло. Не думать о нем». Опасность еще заключается и в том, что возник эффект обратного действия, и СМИ, телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную ими аудиторию. Например, текст в статьях становится сильно фрагментированным, разбитым на перемежающиеся смысловые блоки небольшого – два-три абзаца – объема. Он насыщен большим количеством коротких фраз, и главная его задача – создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему. В результате роль читателя сводится к простому потреблению информации. Такая форма подачи материала оказалась весьма удобной для коммерции. Делая упор только на эмоции, легче заставить человека руководствоваться полученной информацией в повседневной жизни. А для закрепления эффекта используются ссылки на «авторитеты», что выливается прямо-таки в гипертрофированный интерес к жизни богемы. Появились целые серии книг, написанные в стиле общения в чатах, по ICQ или дневниковых записей. Снимаются фильмы, построенные на принципах клиповой техники. (Самый яркий пример – «Матрица»). То есть система начинает воспроизводить саму себя и собственных потребителей. Но от стиля мышления во многом зависит успешность по жизни. Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения, вообще невозможно стать успешным менеджером. Одно из главных требований в нем – способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления. Отсюда, возникновение вполне реальной опасности, что носители КМ будут вытеснены на положение аутсайдеров.

Как же бороться с клиповым мышлением?

В некоторых странах, где стали осознавать его опасность, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Но наиболее доступный метод – это все-таки чтение (естественно, не клиповой литературы). В отличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т.д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира. В заключение хочу привести интересный пример. Один известный российский маркетолог, автор брендов «Дарья», «Тинькофф», «Т» и др., преподавая в МГУ, заставляет своих студентов читать современных философов – Бодрийяра, Лиотара, Фуко, Барта, Лосева. Он считает, что именно через их труды можно научиться выстраивать цепочку от общего к частному и стать успешным маркетологом. Смею заверить, что изучение трудов упомянутых мыслителей намного сложнее чтения русской классической литературы. И если для обладателя клипового мышления последнее является сверхзадачей, то с философией он уж точно не справится, и как вывод – вряд ли чему научится.

Автор: Олег Фридман

Мнение психологов о клиповом мышлении

Понятие «клиповое мышление» или «клиповое сознание» появилось в 1990-х годах и сейчас встречается довольно часто. Оно обозначает особенность восприятия информации современными тинэйджерами. Как правило, под этим определением понимается привычка воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости.

Отовсюду мы слышим, что такое мышление — это плохо, ведь что лукавить, мы все «сидим на рекламе» (говорим рекламными слоганами, пересказываем ее друг другу и т.д), читаем урывками, слушаем музыку в авто, в конце концов получаем информацию пульсами, не фокусируясь особо на идеях, а лишь на отдельных вспышках и образах. Но так ли это плохо? Правы ли мы в том, что используем этот термин как ругательство? Ведь такое сознание- это защитная реакция организма на информационную перегрузку. Если учитывать всю ту информацию, которую мы видим и слышим за день, плюс всемирную свалку Интернет, то нет ничего удивительного в том, что сознание наших детей изменилось - они просто приспособились к новому миру. А что думаете вы?

Анекдот "«Папа, а правда, что от интернета глупеют?» — «Гы, сына, LOL!»" на самом деле далеко не просто анекдот. По мнению лингвиста Ноама Хомского, самые общие правила грамматики встроены в мозг с рождения. У детей, появившихся на свет в арабской и английской семьях, сам этот аппарат одинаков, и, только когда младенец освоит арабский или английский, различия закрепятся на всю жизнь. Но сегодня часть языковой зоны отвоевали себе смайлы, и родному языку приходится потесниться.

Twitter, мессенджеры и SMS приучают нас к краткости. Влияние языка на образ мыслей общеизвестно. Есть подозрение, что современное логическое мышление родилось вместе с письменностью, точнее, с медленным чтением.

Чем лучше я слышу другого, тем лучше я понимаю себя

Да действительно в наше время все больше и больше слышится такой термин. как перегрузка информацией...не зря подросткам в каком-то плане легче живется, т.к. они не углубляются в основы, в корни жизни правда у них эмоциональная перегрузка...и все же нам тоже есть чему у них поучиться.

В рамках эксперимента ученые уговорили две группы добровольцев позаниматься поиском в Google, лежа внутри магнитно-резонансного томографа, который показывал трехмерную картину возбуждений в мозге. Люди из первой группы только начинали осваивать Сеть, а для тех, кто был во второй, это давно стало рутинной процедурой. Согласно томограмме опытные пользователи задействовали для решения задачи верхнебоковой префронтальный кортекс (ВПК) — специальную зону коры, которая спит в процессе обычного чтения. То есть они читают веб другим местом, не тем, каким читают книгу. ВПК отвечает за быстрое, интуитивное принятие решений (например, за чтение экрана радара у офицера ПВО). У неопытных гуглильщиков ВПК никак себя не проявлял.

Иными словами, можно допустить, что задаче интернет-поиска мозг отвел самостоятельный когнитивный модуль. Мы не столько читаем веб-страницу, сколько мгновенно выхватываем нужные ссылки. Точно так же, заглянув в газету, мы сразу видим слова, а не набор причудливых закорючек, какой достался бы неандертальцу.

Если образное мышление - мышление "картинами" считается нормальным, то "клиповое" мышление - та же картинка, но в движении и с озвучкой - это же прогресс от образного, развитие и усложнение, а не деградация и защитный механизм.

Если мы с таким восторгом пишем об "индиго", то почему бы не принять то, что у наших детей произошел рывок, а в мире - эволюция мышления?

Потому что те, кто считают "клиповое мышление" ненормальностью и деградацией не понимают, что многое изменилось в мире. Даже если взять такой короткий срок как 20 лет, 20 лет назад не было такого потока информации как сейчас и на это тоже нужно рассчитывать. Но такие люди меряют все старыми мерками. Потому мне кажется, что современная система преподавания в школе литературы (и многих других предметов) должна быть пересмотрена. Для современного подростка прочитать ту же "Войну и Мир" невероятно сложно именно из-за поменявшегося мышления у человека развивается одна часть мозга, но не тренируется другая.

Как из первого следует второе и что мешает эту другую часть мозга тренировать? Удобно-стереотипно- кайфовое размещение перед компом? Необходима смена деятельности - тогда будут сменяться и задействуемые при этом зоны мозга. Видео-мышление и видео-язык - это замечательно, но не в ущерб словесному, в противном случае ломается культура речи: даже отличники порой не знают, как правильно сформулировать простые фразы за пределами учебных стен. Перегрузка возникает от нерационального использования мозга в целом: мы просто не знаем порой как свои резервные зоны включать и в итоге 90% мозга простаивает, а 10% - мается от информационного бума.

О мышлении детей в эпоху высоких технологий

«Люди, которые учились на книгах, не представляют, что такое вообще возможно»
РадаГрановская

- Сегодня часто говорят о том, что современное поколение детей и молодежи очень сильно отличается от предыдущих. В чем, на ваш взгляд, заключается это отличие?

- Оно связано с тем, что молодые люди сегодня по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Например, учителя и родители стонут и плачут, что дети и современная молодежь не читают книг. Это действительно так. Многие из них не видят надобности в книгах. Они вынуждены приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета.

Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Люди же моего поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно.

- Вы не могли бы привести какой-нибудь пример?

- Например, проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход.

- И чем это объясняется?

- Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить. Чтобы представить, как работает такой принцип, могу привести еще один пример. Представьте, что вам поручили в большом сундуке на чердаке найти старые галоши. Вы быстренько все выкидываете, добираетесь до галош и спускаетесь с ними. А тут какой-то дурак подходит к вам и просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком порядке оно там лежало, но в вашу задачу это не входило. Были еще эксперименты. Детям показывали картинку на определенное количество миллисекунд. И они описывали ее так: кто-то поднял что-то на кого-то. На картинке была лисица, которая стояла на задних лапах, а в передней держала сачок и замахивалась на бабочку. Вопрос в том, нужны ли были детям эти подробности, или для задачи, которую они решали, было достаточно, что «кто-то поднял что-то на кого-то». Сейчас темп поступления информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок.

На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю — другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников. Таким образом, провозглашая чтение линейное, школа ориентируется на совсем другой принцип. Не нужно читать весь учебник подряд. Один урок, потом десять других, потом снова этот — и так далее. В итоге возникают противоречия между тем, что требует школа и что она реально предлагает.

- А о какой возрастной границе в данном случае идет речь?

- В первую очередь, такой тип мышления свойственен молодежи где-то до 20 лет. Поколение, представителям которого сейчас 20–35 лет, можно сказать, находится на стыке.

- Неужели всем современным детям и молодежи свойственно клиповое мышление?

- Большинству. Но, конечно, сохраняется определенное количество детей с последовательным типом мышления, которым нужен монотонный и последовательный объем информации, чтобы прийти к какому-то заключению.

- А от чего зависит, какой у ребенка будет развиваться тип мышления, последовательный или клиповый?

- Это зависит во многом от темперамента. Флегматики, скорее, склонны к восприятию больших объемов информации. Это также зависит от среды, от задач, которые она предлагает, от того, в каком темпе они поступают. Неслучайно людей старого типа психологи называют людьми книги, а нового — людьми экрана.

- И что для них характерно?

- Очень большая скорость включения. Они обладают возможностью одновременно читать, посылать смс, звонить кому-то — в общем, делать многие вещи параллельно. И ситуация в мире такова, что таких людей требуется все больше. Потому что сегодня замедленная реакция при любой квалификации не есть качество положительное. Только некоторым специалистам и в исключительных ситуациях необходима работа с большим объемом информации.

Еще немецкий промышленник Крупп писал, что если бы перед ним стояла задача разорить конкурентов, он бы просто предоставил им самых высококвалифицированных специалистов. Потому что они не начинают работать, пока не получают и не обработают 100% информации. А к тому времени, когда они ее получают, решение, которое от них требуется, становится уже не актуальным.

Быстрая реакция, пусть и не достаточно точная, в большинстве случаев сейчас важнее. Все ускорилось. Изменилась система технического производства. Еще 50-60 лет назад машина состояла, скажем, из 500 деталей. И нужен был очень хороший, квалифицированный специалист, который нашел бы конкретную деталь и быстро заменил. Теперь технику преимущественно делают из блоков. Если есть поломка в каком-то блоке, его целиком вынимают, а потом быстро вставляют другой. Такой квалификации, как раньше, для этого уже не нужно. И эта идея быстроты сегодня проникает повсюду. Сейчас главный показатель — скорость.

- Получается, что сегодня люди учатся быстрее реагировать на поставленные перед ними задачи. А есть ли здесь обратная сторона медали?

- Происходит снижение квалификации. Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и не могут решать достаточно сложные задачи.

И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что сейчас происходит интересное расслоение. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, а не клипового мышления. Яркий пример — основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.

- Но ведь очень многое зависит и от среды, в которой воспитываются дети. Могут ли родители как-то повлиять на то, чтобы при всей нынешней вовлеченности в мир современных устройств у ребенка развивалось не только клиповое мышление, но и традиционное, последовательное?

- Конечно, могут. Надо, в первую очередь, стараться расширить их круг общения. Именно живое общение дает нечто невосполнимое.

- В начале беседы вы упомянули о том, что книги читают все меньше. На ваш взгляд, означает ли это, что век массовой книги подходит к концу?

- К сожалению, во многом это так. В одной из американских статей я недавно прочитала совет для преподавателей вузов: «не рекомендуйте своим слушателям книги, а рекомендуйте главу из книги, а лучше параграф». Гораздо меньше шансов, что книгу возьмут в руки, если ее порекомендуют прочесть целиком. Продавцы в магазинах обращают внимание, что книги толще трехсот страниц редко покупают и даже рассматривают. И вопрос не в цене. Дело в том, что люди внутри себя перераспределили время на разные виды занятий. Они лучше посидят в социальных сетях, чем будут читать книжку. Это им интересней. Люди уходят в другие виды развлечений.

- Насколько я понимаю, клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?

- Правильно, это направление цивилизации. Но, тем не менее, надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут. Идет расслоение общества, очень глубокое. Так что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее.

Тенденции в психологии развития общества: клиповое мышление нового поколения

Текст как средство передачи информации изживает себя – мы все меньше читаем и все больше интересуемся фотографиями, комиксами, картинками и постерами.

В 2012 году третьей по охвату и популярности социальной сетью после Facebook и Twitter стал малоизвестный в России Pinterest, позволяющий пользователю создавать тематические коллекции изображений – по настроению, темам и идеям. Общение между пользователями сводится к минимуму, узы дружбы завязываются исключительно на основании родства эстетического восприятия. Можно ничего не знать о Джессике Бейли и Грации Мерло, не учиться с ними в одной школе, институте, не быть знакомыми лично, но следить за их новыми "досками". Джессика явный экстраверт – ее коллекции наполнены большим количеством людей и географических открытий (которые, кстати, могут быть исключительно виртуальными), Грация – наоборот, предпочитает красивые объекты, ее подборки всегда очень тщательно выверены по цветовым сочетаниям и художественно безупречны.

Словам в Pinterest отведена даже не вторичная роль: иногда комментарии к картинкам, которые человек собирает на свою стену, могут ограничиться невнятным "ммм" или просто точкой – только потому, что по правилам сайта у картинки должно быть некое описание. Обмен чистой воды визуалкой – одна из главных тенденций последнего времени. Она заметна и в Facebook, и в других социальных сетях – визуально-ориентированные блоги и страницы пользуются наибольшей популярностью. Тогда как "буквы" – наблюдения, рассуждения, размышления – стремительно ее теряют. И не то чтобы они менее интересны – оформленные в виде постера с картинкой тексты могут вызвать даже больший отклик, чем фотография новорожденной панды. Просто без картинки пост не привлекает внимание читателя вовсе, независимо от важности, изложенной в нем информации.

Люди книги и люди экрана

Исследования так называемого клипового мышления, ставшего ответом на информационный взрыв середины XX-го века, показывают: мозг человека стремительно меняется в сторону способности перерабатывать огромные объемы информации, поданной в динамичной, даже агрессивной форме. Правда, у этих изменений есть и значительный минус – низкий уровень обучаемости, невозможность создавать новые информационные поля, а только существовать в пределах имеющихся, неспособность фиксироваться на предмете продолжительное время. Многие культурологи считают эту тенденцию крайне опасной для развития социума, но альтернативы предложить пока не могут.

Мозг современных детей перегружается информацией, причем именно визуального характера, от которой были защищены предыдущие поколения. Если для нынешней тридцати-тридцатипятилетней картинки были лишь сопровождением текста, некоторым бонусом, то сегодня восприятие изображения и восприятие текста – совершенно разные практики. Для новых поколений она более проста и легка в освоении – визуальная память двадцатилетних в среднем в полтора раза лучше, чем у тридцатилетних, они легче и быстрее "прочитывают" картинку, а также меньше устают от больших потоков "визуалки".

Рентгеновские снимки подтверждают: мозг современных подростков развивается иначе, чем у их родителей, а тем более бабушек и дедушек: окружающий нас мир меняется не только социологически и культурологически, но и физиологически. Педиатр Татьяна Шилова объясняет: "Большинству родителей очень сложно это даже представить, но для многих современных детей печатный текст – лишь бессмысленный набор символов и слов". Преподаватели школ и вузов отмечают: эта проблема уже перерастает дошкольный возраст.

Известный британский специалист по информационным технологиям Джеймс Мартин так описывает раздел по книжной строке: "Людей можно разделить на два типа. Первый – это "люди книги". Они получают много информации от чтения, поэтому их главная отличительная черта – очень хороший объем внимания. Таковы, например, успешные топ-менеджеры. Во время переговоров они всегда помнят, какой вопрос является основным в обсуждении. "Люди экрана" кардинально отличаются от них. Они обладают очень быстрым откликом. Само по себе это неплохо, но мешает координации с другими. Во время разговора "люди экрана" постоянно хотят сменить тему и двигаться дальше". Социолог Александр Фельдман прочит носителям современного типа мышления, "людям экрана", судьбу аутсайдеров. Хотя эта точка зрения, скорее всего, – просто невозможность представить, как мир будет развиваться в условиях, когда решения надо принимать мгновенно, основываясь не на анализе большого объема информации, а на сиюминутно выстроившейся ситуации. Которая, как и картинка, должна быть осмыслена мозгом за секунду, воспринята интуитивно и решена не как сложная шахматная партия, а как уровень в компьютерной игре – быстро и эффективно.

Без труда

Последние пару лет университетские преподаватели по всему миру бьют тревогу – нынешние студенты практически не способны воспринимать лекции, если те не сопровождаются яркими презентациями. Текст из учебника, не сведенный к выделенным предложениям и наглядным графикам, для многих слишком сложен. Даже бизнес-презентации крупнейших мировых компаний содержат минимум текста и максимум инфографики – с целью стремительно донести информацию. С каждым годом люди становятся все более визуально-ориентированными – это объективные последствия цифрового прогресса.

Как ни странно, этот прогресс негативно повлиял и на традиционно читающую аудиторию. Ученые Принстонского университета доказали: привыкшие к электронным книгам, продажи которых набирают обороты не только на Западе, но и в России (в том числе среди тех, кто ранее был далек от гаджетов), с большим трудом воспринимают текст, напечатанный на обычной бумаге.

По мнению исследователей, дело в шрифте – мозгу не приходится утруждаться, анализируя идеально напечатанное компьютером, тогда как типографская печать неизбежно содержит микродефекты, препятствующие поверхностному беглому чтению.

Свою лепту вносят и аудиокниги, ставшие нашими спутниками за рулем, на беговой дорожке в спортзале и в любых домашних делах. Вместо того, чтобы дать книге захватить себя, погрузиться в сюжет, человек узнает о душевных метаниях Раскольникова или дедуктивном методе Шерлока Холмса как бы между делом. Из показателя уровня культуры – как это было, когда за собраниями сочинений отстаивали часовые очереди, – художественные произведения превращаются в легкий способ убить время в автомобильных пробках. Соответственно меняется отношение к литературе как таковой. Сегодня мы наблюдаем уникальную ситуацию отсутствия единого культурного багажа даже в рамках одного социального слоя. Впервые выросло поколение, которое не может сказать о себе "наше детство прошло на одних букварях" – буквари у всех были разные. Равно как и книги, и картинки. Опыт восприятия текста, независимо от усилий учителя литературы и обязательных к прочтению книг, тоже может быть совершенно разный.

Из маркера культурного развития литература превращается в способ убить время

По мнению доктора филологических наук, психолингвиста Валерия Белянина, проблема восприятия текста – одна из ключевых для современной психологии. По его словам, чтение текста требует от человека умения ориентироваться в композиции, авторских отступлениях, вторых планах, аллюзиях, прецедентности и т.п. В комплексе это составляет такой навык, как "текстовая компетенция". По большому счету, чтение даже легкого художественного произведения – это напряженная умственная работа, тогда как, например, комиксы в прямом смысле дорисовывают недостающие в описании обстоятельства. Современные школьники неплохо пишут сочинения, но все хуже – изложения, то есть плохо понимают чужие мысли, сохраняя способность вполне связно высказывать собственные. Культуролог Константин Фрумкин связывает это с изменением формата общения: "Линейный текст – это монолог автора. Реплики собеседника разбивают его на фрагменты". Он, впрочем, подчеркивает, что речь идет не об отмирании книги как таковой, а только о ее консервативных формах: "Конфликт возникает не между текстом и образом, а внутри мира текстов и мира образов – между режимом погружения в один информационный поток и режимом постоянного переключения между разными потоками. Угрозу книге представляет не отказ от текста как такового, а отказ от длинного, целостного и линейно выстроенного текста. То же происходит и в мире образов, где фильму противостоит клип".

Автор публикации: Виктория Мартынова

Эпоха клипового мышления: плюсы и минусы

ХХІ век часто называют веком «клипового мышления». Несвязные между собой посты в социальных сетях, новостные сюжеты, рекламные ролики, обрывки фраз и яркие образы – все это делает наше мышление клиповым. В чем опасность клипового мышления? В чем его преимущества?

Феномен «клипового мышления» был впервые описан в начале 1990-х годов. По мнению британского футуролога Джеймса Мартина, «люди экрана» с клиповым мышлением пришли на смену «людям книгам», для которых было характерно так называемое продолжительное мышление.

Сегодня преимущественно все фильмы, мультфильмы, видеоклипы, новости строятся с учетом клипового мышления потребителя. Большинство СМИ преподносит информацию в виде кратких сведений, которые лишь очерчивают ту или иную проблему. У нас нет времени вникать в суть.

Череда несвязных, ярких событий, осколков эмоций и впечатлений – так мы сегодня воспринимаем реальность. В мире клипового мышления человек привыкает к быстрой смене информации, новым сообщениям, новой музыке, вирусным видеороликам и т.д.

Минусы клипового мышления

Плюсы клипового мышления