: Психологическая служба - Диалог с психологом - Хочу учиться!

Зачем нужно учиться в школе

Предлагаю ответить на самый задаваемый вопрос в современной российской школе. Разумеется, это самая цензурная форма, в которой этот вопрос может быть поставлен, но не ответить на него, значит обречь несчастных детей на страдания и муки незнания ответа на него.

Первым делом предлагаю разделить его на две части: зачем нужно учиться и зачем нужно учиться в школе. Если ответить хотя бы на первый вопрос и учащийся всецело вникнет в его суть, то можно сказать что из этого человека выйдет толк. Ответ же на вторую часть вопроса подкрепит первую и строго определит в сознании школьника, зачем нужны все эти "скучные предметы".

Зачем нужно учиться? Ну, это совсем просто! Не зачем! Потому, что человек с рождения только и делает, что учится - это его естественная потребность для выживания и жизни, общения с другими людьми и окружающим миром. Человек, особенно малого возраста, может даже не замечать, что он учиться! Но, тем не менее, будет это делать, и без всякой школы, конечно если под школой понимать дом с классами и партами. Помимо всем известной школы, существуют и другие, например, так называемая "школа жизни". Школа жизни - это сама жизнь, всё, что в ней происходит с тобой, со мной и с другими людьми. Но методика обучения в этой школе крайне не гуманная, особенно, если человек предоставлен сам себе и его никто не направляет. Школа жизни учит человека на его собственных ошибках и не часто даёт возможность переделать сделанное ("переписать контрольную"). Двоек здесь не ставят, не пишут замечаний в дневник, не говорят, как делать лучше и "правильнее". Итог крайне неприятен, особенно если выживешь. Но бывают и положительные примеры. Леонардо из Винчи - не учился в школе когда был маленький, но если верить истории уже с детства, до того как стал учеником художника, примечал многие природные явления, знания о которых он в последствии использовал в более зрелом возрасте, создавая чертежи уникальных механизмов и для своего и для нашего времени. Да, многое зависит от человека и от того к чему он тянется, что ему интересно. Изучать мир вокруг современным детям трудно, ведь они растут в городе и видят в основном не чудеса природы, а извращённые выходки "взрослых". Дети учатся на рекламных роликах из телевизора и на матах мужика-алкоголика из соседней квартиры, в лучшем случае. Но, а как же семья? Да, семья - это очень важный элемент для человека в принципе и для ребенка в особенности. Но как семья может направить ребёнка, если мама говорит: "Не ругайся, деточка, - это плохо", ребёнок выходит на улицу и тут же видит, как какие-то дяденьки с тётеньками делают "плохо", в частности ругаются матом. И что ребёнку остаётся делать - он придёт и скажет маме: "Мама, это не плохо, там все так делают!!!". Рёбёнок, сам того не ведая, впитывает всё, как губка и с жадность опустошает тот источник знания, который ему предлагают: если телевизор, то ребёнок сидит уставившись в него изучая "правильную" модель поведения и мышления; если это музыка, то он просто погружается в ритмичные шумы, повторяя слова вслед за "певцами", часто не осознавая, что значат эти слова, но, тем не менее, настраиваясь на "правильный" лад и это, на самом деле, можно продолжать бесконечно!!! Дети учатся у всего, что их окружает. Но "хорошо" и "плохо" - они не различаю, а частенько и путают в процессе самостоятельного обучения! Всё что с лёгкостью попадает в их невинный мозг - сразу становится образчиком поведения и системы ценностей, хотя и слова-то такие им могут быть не знакомыми.

Как уже понятно из выше сказанного, я практически объяснил, почему нужно учиться именно в школе. В школе нужно учиться, потому что там нет вредных примесей - ложных систем ценностей. Хотя, если делать оговорку, об извращениях некоторых "взрослых", то некоторые дети просто обречены. Но всё же, не стоит забывать, что в школе преподаются предметы отточенные годами, а некоторые веками, и чаще всего, то есть в большинстве случаев и почти всегда, учителя являются не только пересказчиками учебников и методичек, но и мудрыми, опытными и талантливыми людьми, которые, как юные романтики желают подарить свет своего знания, поделиться мудростью и опытом, наставить начинающего человека на путь истинный. Особенно, если учесть, и это всем известно, в российском государстве учителей не особо жалуют, на них списываются все прорехи родительского воспитания и шалости детей. Тем более можно смело заявить, что помыслы учителей (педагогов) - благородны, ибо они лишены корысти (не шибко-то наживёшься на преподавательской деятельности). Но даже если цинично отбросить моральную составляющую процесса обучения в школе и обратить свой взор на то, чему там учат согласно учебному плану, то и этого будет достаточно для того чтобы оценить, что такое школа, почему все предметы должны быть обязательными, а обучение доступным и бесплатным.

Мир широк и разнообразен, в нём протекает бесчисленное множество процессов, происходят бесчисленное множество явлений, существует бесчисленное множество объектов и плюс ко всему неизмеримое, но конечное количество понятий, которыми пользуется человек для описания мира и всего того, что в нём. Только потому, что мы живём, необходимо изучать, хотя бы поверхностно, всё то, что окружает нас, всё то, что было сделано до нас, всё то, что знали наши предки и оставили нам в наследство. Все даже самые скучные предметы в школе нужны, чтобы дети узнали о том, о чём они сами бы никогда и не помыслили поинтересоваться. Все самые сложные и противные предметы в школе нужны, чтобы развить мышление, "соображалку", чтобы пройдя квадратные корни, тригонометрию и интегралы - бесполезные в быту, но невероятно важные для процесса ПОЗНАНИЯ, человек смог даже самые нестандартные бытовые ситуации решать быстро, просто и, самое главное, допуская меньшее число ошибок. Все самые простые и "как бы необязательные" предметы в школе нужны, чтобы ребёнок не прекращал своего развития, занимался творчеством и чувствовал, что он может. Система образования, существовавшая годами и проверенная на не одном поколении, люди приходящие в школы с благими намерениями, общение со сверстниками и получение принципиально новых знаний (отличных от тех, которые можно получить на "улице") - и есть основные причины учиться в школе. Но это всё ещё не объясняет, зачем нужно учиться в школе. Ясно почему, но не понятно зачем, зачем человеку нужны столь обширные знания...

Ответ на вопрос зачем, во многом определяет смысл существования человека. "Зачем?" - это вопрос, спрашивающий: "а к чему придём?", "а каков итог?", "какова цель?". Разумеется, по-хорошему человек сам должен ставить себе цель и стремиться к ней, тогда не будет проблем с мотивацией и с осмыслением происходящего. Но ребёнок это всё же ещё только начинающий человек и ещё не знает, какой путь выбрать. На помощь приходят родители. Семья ребёнку зла не пожелает и дитя смело может довериться своим предкам в выборе жизненного пути. Но бывают и другие сюжеты, когда родителей нет, а иногда они есть, но их всё равно нет, а жизнь, текущая во времени необратима и движется, не останавливаясь не на мгновенье. Упущенное время - упущенные дети, брошенные дети - потерянные дети - дети, лишённые детства и сказки, лишённые направления (цели) в жизни, они никогда не скажут: "Хочу быть как папа (как мама)...". За невинным вопросом: "Зачем?" - скрыт глубокий философский подтекст: "Я не знаю что делать, как и для чего...". Пока возникают такие вопросы - остаётся надежда. Пока возникают вопросы - ребёнок находиться в процессе осмысления всего того, что на его долю выпало, а значить, очень важно быть готовым к таким вопросам и развёрнуто на них отвечать, чтобы приходило самое важное в жизни - ПОНИМАНИЕ, а за ним и взаимопонимание. Чем понятнее будет ребенку та деятельность, к которой его "принуждают" (приходиться принуждать), тем гораздо результативнее будет итог этой деятельности.

Вывод: в школе учиться надо. Зачем? За тем, чтобы объяснили зачем! И это не просто игра слов. Ребёнок, получая новые знания должен искать им применение и находить себя. Гениями не становятся специально - это дело случая: узнал, заинтересовался, втянулся, осмыслил, переосмыслил... По этому, задача школы буквально напичкать детёныша человека как можно большим объёмом знаний за отведенное ей время: часть потом забудется, часть сразу же отвергнется - но то, что останется в памяти обретёт со временем ценность. Чем большими знаниями овладеет человек (ребёнок), тем яснее будет представляться то, чего он хочет достичь. Это значит, что в конце обучения, ребёнок должен понять, для чего всё это было нужно. И вот когда придёт это понимание, жизненная извилистая тропа превратиться в широкую мощёную дорогу и жизнь обретёт смысл...

Кому легче учиться в школе?

Ясно, что легче учиться "левополушарным", обучение ведь прямо таки подстроено под них. А вот "правополушарные" и учатся читать дольше и считают медленнее и грамотностью не отличаются, зато хорошо рисуют и поют. А лучше всё-таки "равнополушарным", ведь они обладают и теми и другими качествами одновременно. Но если вы подумали, что левополушарные это одни математики и гуманитарии, а правополушарные – художники и музыканты, то это совсем не так. А.Л.Сиротюк отмечает, что к правополу¬шарным художникам можно отнести Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова. Работы правополушарных художников поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой. Левополушарным художникам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это — Пикассо, Кент. К правополушарным композиторам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К левополушарным — Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. К равнополушарным гениям относятся Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов.

Среди выдающихся математиков и физиков преобладают левополушарные. Пифагор говорил: "Все есть число...", а Ферма мыслил формулами. Однако правополушарный Ньютон открыл закон всемирного тяготения и понял, что свет является одновременно потоком частиц и волной. Правополушарный Эйнштейн решил проблему, которая не давала покоя ведущим физикам мира, создал теорию относительности. Для ее создания необходимо было охватить целостным нетрадиционным взглядом все сложные и противоречивые факты, отрешиться от штампов и классификаций, которые расчленяют, искусственно дробят целостную картину мира. На такое способна только правополушарная стратегия мышления. Вместе с тем, Эйнштейн страдал дислексией, обнаруживал слабые способности по математике, физике, был изгнан из школы. Он и в современной школе имел бы двойку по математике и считался бы неспособным, так как был не склонен к логическому мышлению и двухмерному изучению математики. Вот как о нём пишет автор книги "Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем" В. В. Иванов. Альберт Эйнштейн, по мнению Вячеслава Всеволодовича Иванова, был человеком ярко выраженного правополушарного типа. Судя по его биографии, в наше время он считался бы ребенком с диагнозом "Задержка психического развития" и учился бы в коррекционном классе. Принадлежа к культуре, которую принято называть "левополушарной", мы в качестве главного критерия оценки развития выдвигаем критерий речевого развития. Как раз здесь у Эйнштейна и было слабое место. Он поздно научился говорить и отличался плохо развитой речью. Обучаясь в школе, маленький Альберт продолжал использовать словечки "детского" языка типа "баба" вместо "бабушка" и "киса" вместо "кошка". И уж конечно не владел оборотами "исходя из вышесказанного" или "сделаем соответствующий вывод". Спустя много лет, уже, будучи физиком с мировым именем, он говорил, что задержка в усвоении словаря взрослых помогла началу его научных размышлений. К тому возрасту, когда он с опозданием стал пользоваться немецкими словами "время" и "пространство", он уже понимал: никто из взрослых, как следует, не знает, что эти слова значат. Слова, пишет Вячеслав Всеволодович Иванов, всегда играли для Эйнштейна подсобную роль, если не мешали ему. Его мышление протекало в несловесных правополушарных образах. Недаром он был отличным музыкантом. А как вообще учились в школе гении? Ниже приведены интересные факты из "Горячей десятки Анны Романовой":

Как легко учиться в школе?

Как хорошо учиться в школе и при этом не просиживать за учебниками все свободное время? Таким или похожим вопросом задавался каждый добросовестный ученик, более менее встречавший трудности с учебой. Я, ученик 10-ого класса информационно-математического профиля, расскажу вам о своих способах…

Инструкция

1 шаг Уровень сложности: Несложно

Иногда на уроках жутко хочется поспать…Я сам сова, мне это знакомо (=, но особо этим увлекаться не стоит, тебя могут прервать на самом интересном моменте твоего сна… К тому же поставят не желательную оценку. Но, в то же время, не нужно пытаться ответить на все вопросы и задания подряд – это не самый лучший метод. Первое правило: жди удобного момента. А если быть точнее, то жди легкого вопроса. Рано или поздно, но они всегда бывают, не важно какой предмет. Это удобный шанс получить практически “халявную” пять!

2 шаг

Если предлагают сделать сообщение или реферат – соглашайся, не раздумывай. Иногда даже предлагают сделать презентацию. При современных возможностях любую информацию найти в интернете и распечатать на принтере не составит особого труда. Если умеешь делать презентации, то можно брать и их. Иногда можно даже самому предлагать учителям сделать сообщение, как правило, они только “за”. Согласитесь, что искать информацию в бескрайнем интернете, например, по биологии куда интересней, чем читать заданный на дом скучный параграф.

3 шаг

Нельзя портить отношения с учителями. Запомните: если преподаватель хорошо к тебе относится, то, возможно, иногда будет делать тебе скидки. А если плохо, то, может быть, даже начнет придираться. Но и не стоит “подлизываться” к учителям. Как правило, в обществе это не любят.

4 шаг

Что же касается домашнего задания, то тут все просто. Письменные задания лучше выполнять. А что до устных, то их достаточно внимательно слушать на уроке. Ну по крайней мере мне этого хватает.

5 шаг

Ну и самое главное: не жди, пока тебя спросят – зарабатывай оценки сам! Это дает гарантию от того, что тебя не спросят в тот момент, когда ты ничего не выучил. Плюс к этому, пользуйся шпаргалками. Если грамотно их использовать, то очень помогают. А грамотность приходит с опытом. Еще есть такая вещь как сотовый телефон, а в нем есть программы, а среди программ на телефон тоже есть шпаргалки. Намек понятен? Ну и последнее… Никогда не читайте по литературе полные содержания, будьте хитрее – читайте краткие!