: Психологическая служба - Диалог с психологом - Меньше перегрузок

Меньше перегрузок

Перегрузки у подростков

Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований Министерства образования, "рабочий день" обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов.

Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома приходится работать.

Это значит, что существующие нормативы учебных нагрузок практически не действуют. А ведь некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия!

Чем вызваны школьные перегрузки?

Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины.

  1. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова
  2. В начальной школе немаловажный источник напряжения - высокие требования к скорости чтения и письма
  3. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки
  4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Это связано с нашей системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и требованиями родителей
  5. Особенности наших учебных программ, в частности большое количество теоретического материала в них. По данным одного исследования, до 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?

  1. На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками
  2. На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием)
  3. Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п.
  4. Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.
  5. У некоторых "младшеклассников" переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения
  6. Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше

Как сделать нагрузку разумной?

Следствие перегрузок - не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь - значит, неспособный").

Первое, что нужно сделать, - пройти обследование и курс лечения. У педиатра или детского невропатолога - решается в каждом конкретном случае.

Второе - определить оптимальный конкретно для вашего ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Понадобятся рекомендации и медиков и психологов.

Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Ведь перегрузки - удел в первую очередь тех, кто учится в школах повышенного уровня. Постарайтесь с помощью специалиста (детского психолога) адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Важно обратить внимание и на такой момент. Наши возможности механического запоминания учебного материала ограниченны. А ведь именно заучивания, пускай и не дословного, требует изучение так называемых "текстовых" предметов (история, география и др.). В то время как способности ребенка к самостоятельному познанию остаются невостребованными.

Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретического материала.

Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, что ваш старшеклассник не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.

И еще. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.

Если ребенок потерял интерес к учебе

Нередко родителям подростков приходится слышать от своих повзрослевших детей: «Не хочу учиться!». Ребенок теряет интерес к учебе и больше времени уделяет играм и развлечениям. Вследствие чего его успеваемость в школе заметно снижается, а в дневнике все чаще появляются тройки и двойки.

Что делать в такой непростой ситуации? Рассказывать, что без образования для человека закрыты многие пути в жизни? Сидеть с ребенком вечерами над учебниками или нанимать дорогостоящих репетиторов? Ругать или взывать к совести? Кажется, еще вчера ваш малыш с радостью бежал в школу и получал одни пятерки, а сегодня, когда он стал старше, учеба перестала его интересовать. Причины, по которым у подростка пропадает интерес к учебе, могут быть самыми разными, но все-таки чаще всего психологи объясняют это происходящими в его организме бурными изменениями.

Вступающий на путь взросления ребенок нередко теряет интерес к тому, чем еще вчера с увлечением занимался. Вспомните свое детство, как от раскрасок вы постепенно переходили к куклам, затем начинали интересоваться школьными дискотеками, ну а потом уже и мальчики вам воспринимались не только как объект для игр.

Кроме того, ваш ребенок стремится ощущать себя взрослым, а школа в его сознании ассоциируется с опекой. Поэтому, прежде чем заводить с подростком разговор о его успеваемости, родители должны осознать, что перед ними уже не тот послушный и почти совсем соглашающийся мальчик, для которого их мнение было едва ли не истиной.

Сегодня, когда он переживает сложный этап становления личности и почти все подвергает сомнению, на него не подействуют те же методы воспитания, что и раньше. Следовательно, монологи с позиции «Я старше тебя и поэтому знаю, как надо поступать и что делать» не только не дадут желаемого результата, но могут даже отдалить подростка от вас.

Главная задача в этот период - установить с ребенком контакт на основе доверия. Какое-то время постарайтесь не заострять внимания на его успеваемости. Больше интересуйтесь, с кем он дружит, чем заполняет досуг, какие у него отношения с одноклассниками?

Другими словами, попытайтесь раскрыть для себя его внутренний мир. Только после того, как между вами установятся доверительные отношения и вы станете для подростка авторитетом, можно заняться и школьными оценками. Итак, вы добились основного - стали другом своему ребенку. Он не только прислушивается, но и считается с вашим мнением. Но это вовсе не означает, что он только ради вас станет послушным учеником. Ваш следующий шаг - ненавязчиво и без давления формировать мотивацию к учебе.

Это значит - определить цель, ради которой ему следует учиться. Попытайтесь, например, выяснить у своего ребенка, кем бы он хотел стать, и, отталкиваясь от этого, расскажите подростку, каким объемом знаний он должен обладать, чтобы добиться желаемого. Полезно в этой связи покупать дополнительную литературу по интересующим его вопросам и как можно больше говорить с ребенком на темы, входящие в круг его увлечений. При этом постарайтесь показать подростку, что, чем больше он знает, тем более интересным собеседником становится.

Побольше проводите время со своим ребенком за беседами на всевозможные темы, тем самым развивая у него логические способности и пробуждая интерес к знаниям.

Подобная тактика не только укрепит ваши с ним отношения, но и поможет ребенку почувствовать вкус к знаниям. Но в то же время будьте терпеливы, не ожидайте немедленных успехов. Если заметите, что подросток «топчется» на месте, говорите ему, что у него все получится.

Как бороться c прогулами вашего ребенка? Запрещать - бесполезно, потому что проконтролировать ребенка сложно. Почему бы не предложить ему следующее: он ходит в школу, не пропускает занятия, а уж если совсем невмоготу идти, пусть денек посидит дома, а вы напишете ему записку.  Но договоритесь с ним сразу, чтобы он не злоупотреблял вашим доверием. Если у ребенка будет возможность остаться дома с вашего согласия, то у него пропадет желание прогуливать. А вы старайтесь не ослаблять контроль.

Почему подростки становятся «трудными»?

Как часто родители обращаются с такой проблемой – подросший сын или дочка абсолютно не хотят учиться. «Что хотите со мной делаете – не буду учиться» — заявляет очередной «трудный» подросток. Что же делать? Прежде всего, необходимо понять причину снижения интереса к учебе. За разнообразием причин есть одна фундаментальная. И объясняется она самой природой подросткового возраста.

В начальной школе мотивация учебы — «быть хорошим». Для мамы, для учительницы. Взрослая мотивация — «я должен это неинтересное выучить, чтобы потом...» появляется в лучшем случае лет в 15. С 10 до 15 – провал. Именно в этот период познавательный интерес подростка перенаправляется с учебы на познание себя, как личности и осваивание способов жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. В этом возрасте подросток постигает две чрезвычайно важные науки: он учится понимать себя и понимать других. И это главная задача подросткового периода.

Как ни парадоксально звучит – но тревогу надо бить как раз в случае, если этого не происходит. И сын или дочка, вместо того, чтобы бежать гулять с я – просиживает все вечера перед компьютером или книгой.

Конечно, есть ситуации, когда интерес к учебе настолько падает – что это грозит дальнейшему обучению. В этой ситуации возможно, к выше названной причине добавляются еще «отягчающие» обстоятельства. Например, разочарование  в учителях. К этому  возрасту, ребенок уже снимает  розовые детские очки и видит взрослых во всей красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности.

Или — сложные отношения внутри семьи. Трудно представить, что в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учился бы нормально. Когда нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками дочери или сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой.

Сильная перегрузка тоже может быть одним из «отягчающих» обстоятельств. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям.

А может быть – это и конфликты с одноклассниками или учителями. Вряд ли Вы продолжали бы ходить на свою работу, если бы Вас там ругали, оскорбляли и даже били.

В любом случае, если оценки ребенка «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться  в причинах. И тут закон прост: если у нас есть ресурсы на то, чтобы разобраться в интересах взрослеющего подростка (в том, что нужно ему), у него найдутся ресурсы разобраться в наших интересах (в том, что нужно нам).

Подростки — это уже не маленькие дети, а взрослеющие личности. Поэтому мы и решили создать отдельный раздел для того, чтобы и родители могли задавать вопросы о своих детях-подростках, и сами подростки имели возможность разобраться в сложных на данный период для них ситуациях.

Так что при возникновении потребности получить краткий ответ на свой вопрос, относящийся к теме «Подростки», пожалуйста, удовлетворяйте её здесь, на нашем блоге в форме комментариев и не забудьте подписаться на обновления по e-mail, поставив галочку ниже. Как только ответ на Ваш вопрос будет опубликован, мы отправим Вам письмо с уведомлением и ссылкой на соответствующую страницу блога.

В случае необходимости более подробной консультации, обратитесь, пожалуйста, к нам за индивидуальной консультацией. Выход из любой сложной ситуации всегда есть и эффективное решение реально найти! Вместе мы сможем Вам помочь!

Психологическая служба Центра «Диалог»