: Психологическая служба - Диалог с психологом - Чему должна учить современная школа?

Чему должна учить современная школа?

Каждый взрослый хоть раз в жизни задавал себе вопросы:

«Чему же все-таки меня научили в школе? Зачем мне в повседневной жизни требуется знание закона Гей-Люссака? Зачем знать дату Бородинского сражения? А что является основным предметом экспорта Чили? Для чего учителя мучают детей всей этой премудростью? Ведь, все забудется. Может, не надо?»

Думается, всё же надо. Но учить – не значит заваливать ученика ворохом информации, задача современного учителя – сформировать целостную систему знаний, позволяющую молодому человеку по окончании школы адекватно воспринимать мир, активно и грамотно действовать в различных жизненных ситуациях. Выпускник школы должен обладать такими ключевыми компетенциями, умениями и навыками, которые помогут ему занять достойное место в жизни. И в этой системе: знания-умения-навыки-компетенции, – важно всё: и день Бородина, и почему Чили экспортирует именно медь, и какова валентность этой самой меди, и как объём идеального газа зависит от температуры. Только интегрированное преподавание школьных дисциплин на основе продуктивных методов (поисковых, научных, исследовательских), вовлечение учащихся в систему практически значимых проектных действий даст нам по выходе из 11-го класса человека самостоятельного, образованного, человека культурного, в подлинном значении этого слова.

Чему должна учить современная школа

Однако, это всё – лишь «во-первых». А есть ещё и «во-вторых». Словосочетание «школа жизни» стало уже настолько затасканным, что воспринимается как набор слов. А между тем, школа – это, действительно, место, где дети учатся жить, строить взаимоотношения, учатся слушать и слышать друг друга. И, кстати, самого себя понимать – тоже учатся. Значит, ученик ходит в школу не только для того, что расти в образовательном плане, но и для того, чтобы расти как Личность. Личность, живущая в обществе, принимающая законы общества, способствующая его процветанию. По большому счёту, именно в школе должны формироваться такие понятия, как нравственность, гражданственность, патриотизм. В создании необходимых условий для реализации образовательных и социальных потребностей учащихся, в соотнесении этих индивидуальных запросов с потребностями общества и заключается одна из Главных Задач Современной Школы. Учить и учиться ответственному и нравственному отношению к миру очень трудно. Но чем труднее в школе – тем легче в жизни. Впрочем, обратное утверждение тоже верно.

Мухин М.Ю., Д.и.н., с.н.с. ИРИ РАН, преподаватель истории НОУ СШО «Ступени» Ту А.Х., Заместитель директора НОУ школы «Ступени»

Откуда пошла традиция праздновать День знаний 1 сентября?

Ежегодно 1 сентября в нашей стране отмечается государственный праздник — День знаний. Именно в этот день в России начинается новый учебный год во всех российских школах, а также в средних и высших учебных заведениях.

История Дня знаний

В древней Иудее 1 сентября отмечался как праздник жатвы, и именно в этот день Иисус Христос впервые обратился к народу с проповедью. 1 сентября 312 года император Константин, приняв христианство от матери Елены, разбил своего противника Мавксентия, при этом на знамени войска Константина был изображён крест. После победы христианство распространилось в Византийской империи.

Чему должна учить современная школа

На Руси в конце 1699 года Пётр I издал указ о праздновании Нового года с 1 января и введении летоисчисления на западный образец — от Рождества Христова.

Что касается учебных заведений, то исторически в России не все они начинали учебный год 1 сентября. Например, во времена Петра I в некоторых школах и гимназиях обучение начиналось в конце августа, середине сентября или октября, сельские школы грамоты начинали работать с 1 декабря. Однако большинство первых школ было при церквях, поэтому и обучение в них начиналось с церковного нового года — с 1 сентября.

В СССР до середины 30-х годов XX века не было точной даты начала учебного года. Согласно постановлению Совнаркома от 14 августа 1930 года, констатировалось лишь, что «все дети в возрасте 8–10 лет должны были быть приняты в школу осенью».

Только 3 сентября 1935 года постановлением Совнаркома и ЦК ВКП(б) было введено единое начало учебных занятий во всех школах СССР с 1 сентября, а окончание дифференцировано: в первых трёх классах — 1 июня, в 4–7 классах — 10 июня и 8–10 классах — 20 июня.

Официально «День знаний» был учреждён 1 октября 1980 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР N 3018-Х «О праздничных и памятных днях». Однако тогда у него не было статуса государственного праздника, он был обычным учебным днём. Хотя и начинался 1 сентября с торжественной линейки, затем проводились обычные уроки.Праздником День знаний стал в 1984 году, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.80 № 3018-X «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.88 № 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях». Одним из создателей праздника считается Брюховецкий Федор Федорович.

Фёдор Фёдорович Брюховецкий (15 мая 1915, Екатеринодар — 18 марта 1991, Краснодар) — советский педагог, директор школы, заслуженный учитель школы РСФСР, кандидат педагогических наук. Ф. Ф. Брюховецкий создал многие школьные обычаи, получившие широкое распространение в школах Союза, включая такие, как День знаний, праздник первого и праздник последнего звонка, работал над созданием на основе школы культурного центра.

Традиции Дня Знаний

Чему должна учить современная школа

1 сентября ученики и их родители дарят учителям цветы, поздравляют с началом учебного года. Первые лица государства традиционно говорят свои поздравления с Днём знаний учителям и ученикам. Различные учебные заведения посещают представители администрации районов, руководители городов и страны.

Праздник в школах начинался с торжественной линейки, затем проводился Урок Мира, затем другие занятия. Теперь в школах проводятся только торжественные линейки (когда учащиеся школ выстраиваются в линии по классам) и другие праздничные мероприятия, на которых особое внимание уделяется первоклассникам.

В средних специальных и высших учебных заведениях, как правило, обходятся без линеек (для первокурсников проводится торжественное собрание, но учащиеся старших курсов учатся), однако торжественность момента от этого не уменьшается.

Чему должна учить современная школа

Начало учебного года в разных странах

Я привык, что новый учебный год начинается первого сентября. И честно признаться, мне даже в голову не приходило, что в разных странах мира он может стартовать в разное время. Хочешь узнать когда?

Чему должна учить современная школа

Японские первоклашки идут в школу в начале апреля, когда начинает цвести сакура. Весна, - считают в Японии, - это начало новой жизни, поэтому самое время и начинать учиться!

И учиться очень упорно! Ведь каникулы наступят лишь через 5 месяцев. На конец июля и весь август объявляется перерыв. В эту пору из-за большой влажности в Японии очень душно, и все жители страны сложно переносят это время. Следующие каникулы в декабре, после чего учеба продолжается до марта.

Некоторые мамы-японки очень внимательно относятся к образованию своего ребенка. Они поддерживают тесный контакт с учителями, участвуют в школьной жизни, а в исключительных случаях, если их чадо заболело, могут ходить вместо него в школу и слушать школьный материал.

Весной, в апреле, начинается учебный год и в Индии. Индийские малыши уже в три годика они начинают посещать так называемую игровую школу, где проводят по 2-3 часа: играются, учат буковки. А в 4 года поступают в первый класс.

Чему должна учить современная школа

Преподают в школах Индии только мужчины. Самым почитаемым предметом считается математика. А ещё у каждой школы есть своя особенная форма, которую дети носят постоянно. И по ребенку сразу видно, из какой он школы.

Большие каникулы в Индии объявляются в самые жаркие месяцы – май и июнь. Занятия возобновляются в начале июля, когда жара становится чуть менее жестокой.

Чему должна учить современная школа

В Германии учебный год начинается в конце августа – начале сентября. Определенного дня для этого события не существует. Кроме учебников и школьной формы ко дню знаний дети готовят большой кулёк. Эта традиция идет еще с 19 века. Они увлеченно склеивают его из бумаги и раскрашивают. А родители кладут туда подарок для первоклашки. С таким кульком в руках ученики обязательно делают свои первые школьные фотографии. А потом с волнением разрывают бумагу. Там могут оказаться сладости, книжки, а может и… новые ботинки!

Испанские дети идут в школу в конце сентября – начале октября. Завершается учебный год в середине июня, ученикам выставляются оценки от 1 до 10. Дневников, оценок в тетрадях и за ответы у доски в испанских школах нет. И если родители не посчитают нужным узнать о том, как учится их ребенок, об успехах или проблемах им никто сообщать не будет.

Американские школы свободны в выборе дня, когда начинать учебный год. Однако по правилам они должны уложиться в определенный промежуток – открыть двери школы между срединой августа и срединой сентября.

Уже сидят за партами дети Финляндии и Швеции. Учебный год здесь начинается 15 августа.

Вместе с нами встречает День знаний 1-го сентября Китай. В этот день открываются двери школ в Чехии, на Украине, в Белоруссии, в странах Прибалтики. Первого сентября школьникам Израиля на праздничной линейке раздают воздушные шарики, на которых они пишут свои пожелания и дружно запускают их в небо.

Как ты думаешь, что они загадывают?

Чему должна учить современная школа