: Психологическая служба - Диалог с психологом - Синдром 7 сентября

«Синдром 7 сентября» или как помочь школьнику адаптироваться после каникул

Ребенок - существо разумное,
он хорошо знает потребности,
трудности и помехи своей жизни.
Януш Корчак

Как один день промчались три самых беззаботных месяца в году, подарив яркие приключения, фантастические открытия и незабываемые знакомства. И совсем скоро календарь перелистает последнюю страничку лета, чтобы начать отсчет нового учебного года. Многим знакомо то волнительное чувство, которое испытываешь, когда на плечиках весит отглаженная форма, а в вазе ждет своего торжественного часа букет хризантем. Ночь перед 1 сентября длится бесконечно долго, а будильник в это утро звенит особенно приятно. Примерно такие эмоции переполняют учеников после летних каникул накануне первого школьного дня. Однако приподнятое настроение и эйфория длятся недолго, на смену им приходит быстрая утомляемость и школьная депрессия. Психологи называют сентябрь самым кризисным месяцем для школьников. Несмотря на то, что все лето дети отдыхали и набирались сил, недомогание, усталость и угнетенное состояние – нередкие спутники начала учебного года. При этом родители порою даже не догадываются о такой особенности психики ребенка, и недоумевают, что после 3-х месяцев каникул, он сетует на быструю утомляемость, и расценивают подобные жалобы, как лень и нежелание учиться.

Адаптация к нагрузкам после длительного отдыха – закономерный процесс, и у каждого ребенка он проходит по-своему. Так первоклассникам необходимо от 1,5 до 3-х месяцев, чтобы полноценно включиться в школьную жизнь, пятикласснику достаточно одного месяца, а старшеклассники преодолевают этот этап за 2 – 3 недели. Данный период характеризуется не только трудностями психологического характера, но и зачастую нарушениями общего соматического состояния ребенка. При этом придерживаясь определенных рекомендаций, можно пройти стадию привыкания легко и безболезненно, как для самого ученика, так и для педагогов, и родителей.

Советы родителям

  1. Режим дня – основа успешной адаптации

    Одна из причин, почему дети любят летние каникулы – это отсутствие режима и необходимости рано утром вставать, а вечером ложиться спать по часам. Родители позволяют отступать от принятых правил, и в этом нет ничего плохого. Однако всему свое время, и уже за две недели до начала учебных занятий, ребенка постепенно нужно возвращать к «школьному распорядку». Исследования, проведенные Американской академией медицины, показали, что здоровый, продолжительный сон влияет не только на нормальное развитие ребенка, но и является фундаментом для продуктивной учебной деятельности, поэтому первое, что необходимо сделать – это отказаться от ночных просмотров телевизора и заменить их вечерними пешими прогулками. Это поможет ребенку не только быстро и крепко уснуть, но и послужит сигналом к грядущим переменам.

  2. Ситуация успеха – двигатель учебного процесса

    Ни для кого не секрет, что деятельность, которая создает атмосферу успеха, не требует дополнительной мотивации. Помочь ребенку легко преодолеть период адаптации и безболезненно втянуться в учебный процесс можно создавая ситуацию успеха. Встречая ребенка после школы, первые 2 – 3 недели старайтесь не спрашивать его о том, какие оценки он получил. Попробуйте сконцентрировать его внимание на тех новых знаниях, которые он приобрел на уроке. Ваша задача вселить в юного ученика уверенность в том, что главное в школе – это не отметка, а удивительные открытия, которые дарит учитель. И если через месяц ваше чадо, со счастливой улыбкой придет домой и первым делом расскажет о том, как много интересного узнал на уроке, то можете себя поздравить, в битве с адаптацией вы одержали победу.

  3. Любовь и забота о ребенке – лучший антидепрессант

    Однако не спешите расстраиваться, если приступы тревожности все-таки посещают вашего ученика. В такой ситуации важно, чтобы сами родители, окружив ребенка любовью и заботой, излучали спокойствие и уверенность в том, что все будет хорошо. Постарайтесь в течение первого месяца учебы отказаться от посещения кружков и секций, которые станут дополнительной нагрузкой для школьника. Помните, ребенок окруженный теплотой и заботой семейного очага, может справиться с любыми трудностями.

  4. Как поешь, так и поучишься

    «Мы то, что мы едим» - говорил Гиппократ и это – истинная, правда. Позаботившись о правильном питании для ребенка (http://neuch.org/interest/put-k-aktivnomu-poznaniyu-lezhit-cherez-zheludok-i), вы, тем самым, обеспечите его мозг кирпичиками для постройки крепких и прочных знаний. Самой необходимой «пищей для мозга» в период активной умственной деятельности считается холин и лецитин. Эти элементы в большом количестве содержатся в молоке, яйцах, рыбе и печени. Однако если ваш ребенок не любит эти продукты, не спешите огорчаться, сегодня препараты с холином и лецитином можно приобрести в аптеке и использовать их как пищевые добавки. Еще одним бесценным элементом для работы головного мозга считается магний, он содержится в орехах, гречке, какао, бананах, семечках, печеном картофеле. Включите эти продукты в рацион школьника и тем самым вы облегчите ему этап включения в учебную деятельность.

Рекомендации педагогам

Во многом то, насколько легко и безболезненно пройдет период адаптации школьника в новом учебном году, зависит от педагога. Для этого учителю необходимо создать условия постепенного погружения ученика в активный познавательный процесс.

  1. Начните с повторения изученного материала

    В зависимости от возраста учащихся, на это придется потратить от 4 до 10 уроков. Подобный подход позволит актуализировать имеющие знания и плавно подвести учащегося к активной учебной деятельности.

  2. Используйте нетрадиционные подходы в обучении

    Для того чтобы школьники активно включились в учебную деятельность, используйте на уроке нетрадиционные методы обучения:

    • На определенном этапе урока поменяйтесь с учеником местами, сядьте за парту, а он пусть продолжит вести урок
    • Используйте игровые технологии. Дети любят играть в любом возрасте. Для педагога этот метод станет не только возможностью закрепить учебный материал и выявить имеющиеся пробелы в знаниях, но и привить стойкий познавательный интерес к своему предмету
    • В старших классах используйте метод проектов, который способствует активизации познавательной деятельности и реализации творческого потенциала. Школьники пришли после отдыха с огромным багажом впечатлений и эмоций, которыми им не терпится поделиться с одноклассниками. Метод проектов позволит создать на уроке условия, при которых будет достигнута и учебная цель и появится возможность обменяться летними впечатлениями.

  3. Используйте методы эмоционально - физической разгрузки

    Учитель должен помнить, что на протяжении трех месяцев, дети активно двигались и посадить их сейчас на 45 минут за парту, значит негативно воздействовать на психическое, эмоциональное и физическое состояние. Поэтому в течение урока необходимо проводить «минутки эмоционально-физической разгрузки».

В старших классах рекомендуется проводить «Минуты свободного общения» - это время на уроке (2-3 минуты), когда ученики имеют возможность пообщаться между собой на отвлеченные темы. Подобные релаксационные вкрапления способствуют не только улучшению дисциплины в классе, но и активизируют внимание школьников на уроке.

Главная цель, к которой должны стремиться и родители, и педагоги на данном этапе – не зародить в душе ребенка негативное отношение к школе. Представив учебный процесс как путешествие в мир фантастического и непознанного, вы получите в лице школьника активного исследователя и неутомимого труженика. Народная мудрость гласит: «Как встретишь новый год, так его и проведешь». Желаем вам, чтобы этот учебный год стал для вас незабываемым и полным новых свершений и открытий.

Как создать позитивный имидж учителя

Пару десятилетий назад никто и подумать нем мог, что относительно к школе будут применяться такие термины как «Менеджмент качества» или «Мультимедийный урок». Новшеств так много, что от учителя требуется быть собранным, энергичным и уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Если раньше обсуждение имиджа учителя было модной «изюминкой» на педсовете, сейчас это одна из ключевых тем, которую невозможно не затронуть. Современный учитель далеко не только урокодатель, это специалист с широким спектром умений, способностей и социальных ролей. Не секрет, что ранее незыблемый авторитет педагога теряет свою устойчивость, и учителю, хорошо это или плохо, приходится много работать над собой, чтобы заслужить доверие детей. Как создать позитивный имидж учителя?

Что такое имидж?

На сегодняшний день под имиджем понимают целостную систему внешних характеристик человека, которые призваны подчеркнуть или же создать уникальность, своеобразие личности. Как видите, акцент делается именно на внешней стороне. Но она необходима для представления внутреннего ядра человека, его интеллектуальных и нравственных особенностей. Имидж оказывает влияние на личную и профессиональную сферу человека. Для педагога создание позитивного имиджа является ключом к успеху и неким залогом признания учеников. Важно упомянуть о процессуальной части имиджа. Она отражает характерные свойства личности: то, как человек энергично и быстро работает, как умеет концентрироваться на проблеме, переключаться с одного вида деятельности на другой. Согласитесь, для учителя это тоже значимо.

Имиджмейкеры выделяют три доминирующие части имиджа: установка, позиция, легенда. Так как учитель играет роль предводителя, лидера, для него три главные составляющие имиджа и должны опираться на образ победителя, успешного и яркого человека.

Кто отвечает за создание имиджа педагога?

Разумеется, сам педагог. Замечательно, если учитель обратился к имиджмейкеру либо к психологу, который направит его, поможет со стороны взглянуть на проблему. Но волевое начало принадлежит самому педагогу. Это работа над собой, это душевный труд, это процесс не одного дня. Но ожидая успех, профессионал должен понимать, что это его долг, это часть современных должностных требований. Учитель также является ролевой моделью для своего ученика, его образ может повлиять на жизненную позицию ребёнка, на его взгляды и устремления. Значит, учитель несёт за это ответственность. При этом имидж учителя, этот эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа, относится не только к ученикам, но и к коллегам, и к администрации учебного заведения, к родителям и обществу в целом.

Большое влияние на формирование имиджа учителя оказывает СМИ. Общество так или иначе приписывает учителю те черты, что носит учитель, показанный по ТВ, о котором пишут в газетах. Это может иметь и негативную, и позитивную окраску. Но это неизбежно. Поэтому современный педагог должен быть открыт для общения с журналистами, должен пропагандировать позитивный облик педагога. Это всегда положительно сказывается на реакции социального одобрения и на доверии общества.

Составляющие имиджа учителя

Начнём с внешности. Это немаловажный аспект имиджа, от которого зависит общественная установка. Облик учителя изначально должен располагать к себе ребят, родителей, коллег. Он должен подчёркивать открытость личности, доброжелательность, эмпатию. Строгость, морализаторство, противопоставление себя обществу работают против специалиста. Конечно, педагог должен быть в меру строгим, но это качество не должно заглушать все остальные. Быть может, дети, которые идут на урок к такому педагогу со страхом и трясущимися коленками, и будут знать предмет хорошо и зубрить всё раз от раза. Но сколько комплексов, страхов и проблем на соматическом уровне может породить такой педагог у ребёнка! В будущем это может иметь печальные последствия.

Учитель должен быть приятен детям. Спокойная уверенная речь, располагающая улыбка, внимательный взгляд – и дети уже готовы пойти на контакт. С первого уже урока плохим приёмом будет демонстрация силы своих голосовых связок. Как известно, спокойное, но убедительное слово действует сильнее, в том числе, и на поддержание дисциплины в классе.

Стиль одежды, предпочитаемый учителем, не менее важен. Педагог является неким эстетическим эталоном ученика. Дети в большинстве своём уверены, что грамотный и авторитетный педагог обязан иметь хороший вкус во всём, и в выборе одежды в том числе. Не стоит бояться деловых костюмов. Даже если вы приверженец романтики и лёгкости в одежде, эти элементы можно замечательно сочетать с классикой делового стиля. Шейные платки, элегантная бижутерия, ажурные вязаные воротнички на деловых тёмных платьях, - это не только красиво, но и модно. Предпочтительной является обувь на каблуке. Пусть он будет невысоким, но доказано, что одно только его наличие прибавляет уверенности человеку. Не стоит увлекаться яркостью, это может быть элементом раздражения для класса. В то же время, чрезмерная мрачность тоже негативно скажется на обстановке в классе. Причёска учителя не должна закрывать лицо. Это важный психологический момент. Как диктор новостей «работает» лицом, так и педагог отчасти несёт эту роль. Ребята считывают любую эмоцию, им важно видеть вашу реакцию на их деятельность на уроке. Оральная область лица важна для учителя. Особенно это касается языковедов и лингвистов. Наряду с отличной дикцией учителя должны работать над выразительностью этой части лица.

Речь учителя должна быть безупречно грамотной. Преобладать должны спокойные интонации. Голос учителя – его основной инструмент. Где необходимо – нужно добавить экспрессии, важно уметь делать акценты на главной информации.

Профессионально значимые черты имиджа

Имидж учителя должен воздействовать на подсознание аудитории. Доверие и открытость учеников – вот на что должна работать структура вашего имиджа. Вы движетесь к построению контакта с детьми и к результативной учебной деятельности, а значит доверие класса вам необходимо. Важными являются культура учителя, обаяние, непосредственность, позитивная эмоциональная палитра личности, готовность к творчеству и созиданию, работоспособность и способность к прогнозированию. Как хороший режиссёр учитель должен видеть структуру всего урока, а учащиеся, в свою очередь, должны быть уверены в том, что учителя нельзя застигнуть врасплох, что перед ними мудрый и грамотный специалист, тонкий психолог и друг, который каждому из них помогает самореализоваться.

Приметы ХХI века или чего боятся подростки

Те, кто читают книги,
всегда будут управлять теми,
кто смотрит телевизор...

Сегодня много говорят о том, что дети пресыщены всевозможными развлечениями и аудиовизуальными впечатлениями. Им сложно справиться с информационным потоком, который обрушивается на них с экранов телевизоров и мониторов компьютеров, порождая беспокойство и психические расстройства на манер «заппинга» (быстрой смены телевизионных каналов). При этом наиболее уязвимыми оказываются подростки – молодые люди, которые уже вышли из детского возраста, но еще недостаточно созрели для понимания истинных жизненных ценностей. Имея и без того достаточно возрастных трудностей, они подвергаются массивной информационной атаке, которая лишает их возможности познавать свой внутренний мир, оставаться один на один с собственными переживаниями. Как результат ограниченность и духовная бедность личности, которая существует лишь при опоре на внешние раздражители. Данное предположение нашло свое подтверждение в эксперименте, проведенном психологом К. Мурашовой.

Гипотеза экспериментального исследования

Основная идея эксперимента заключалась в следующем: подростки настолько привыкли к тому, что существуют в пространстве, где каждую минуту свободного времени их кто-то развлекает, что попадая в ситуацию, в которой отсутствует регулятор занятости, оставаясь наедине с собой, они теряются и впадают в панику. Им чужд их внутренний мир, он пугает их своей неизвестностью.

Условия проекта

Процедура исследования заключалась в следующем: подросткам предлагалось на восемь часов отказаться от, какого бы то ни было вида коммуникации: будь то просмотр телевизора или разговор по телефону, встреча с друзьями или общение с незнакомыми людьми. По условиям проекта запрещалось использование гаджетов и других коммуникативных устройств, не разрешалось включать компьютер и слушать радио. Другими словами, на протяжении 8 часов, ребенок должен был находиться в полной коммуникативной изоляции. При этом разрешалось читать, рисовать, лепить, вести дневник, играть в игры, ходить по улице и ездить в транспорте. В том случае, если ребенок ощущал сильный психологический дискомфорт, он должен был отказаться от продолжения испытания, при этом указав время остановки эксперимента и, по возможности, описав ощущения, которые заставили его прекратить.

Ход и анализ испытания

На участи в проекте дали свое согласие 68 подростков: 37 девушек и 31 юноша в возрасте от 12 – до 18 лет. В течение того времени, что молодые люди находились наедине с собой, они пытались всячески занять себя, при этом их фантазии хватило на то, чтобы:

Некоторые пытались хитрить: ходили в магазин, считая, что продавцы не относятся к объектам коммуникации. Многие ребята в определенный момент пытались лечь спать, но то психическое напряжение, которое они испытывали не дало им возможности заснуть.

Практически все подростки отмечали, что с легкостью согласились на проведение эксперимента, не подозревая о том, какие сложности скрываются за этим. Первых 2 часа ребята фиксировали приподнятое настроение, которое было следствием новизны ситуации, интереса к происходящему и радости от возможности побыть наедине с собой и спокойно подумать. Однако третий час дался легко только 10 испытуемым, остальные же начали испытывать серьезный дискомфорт. В итоге подавляющее большинство участников (58 подростков) не выдержало и половины назначенного времени. 5 часов смогли находиться наедине с собой 7 человек. А выдержать все 8 часов испытания смогли только трое ребят.

Причина, по которой молодые люди отказывались от дальнейшего проведение эксперимента, у большинства звучала одинаково: «нет больше сил терпеть одиночество», «ощущение того, что сейчас взорвется голова». Многие ребята жаловались на головокружение, тошноту, боль в груди и животе, потливость. Практически все испытывали психологический дискомфорт: страх и нарастающую панику. Трое ребят рассказали о том, что на определенном этапе их стали преследовать суицидальные мысли, и они решили прекратить эксперимент.

По окончании испытания подростки сразу же попытались заполнить образовавшийся в результате одиночества коммуникативный вакуум. Одни включили компьютер и начали общаться в соцсетях, другие стали звонить друзьям и родителям, третьи пошли на улицу, чтобы встретиться с приятелями, и практически все включили музыку или одели наушники.

При этом ребята говорили о том, что страх и паника после решения прекратить участие в проекте исчезали, и многие готовы были пройти испытание через какое-то время вновь. Молодые люди признавали, что это был полезный опыт самопознания, и искренне удивлялись тем мыслям и чувствам, которые пережили за время одиночества.

На фоне практически одинакового сценария прохождения испытания подростками, возникает вопрос: как же трое участников смогли продержаться 8 часов. При этом ничего особенного ребята не предпринимали так, один из юношей в течение всего времени собирал и клеил модель парусного судна, делая перерывы на прогулку с собакой и еду. Второй пересаживал цветы и разбирал свои коллекции. Оба подростка отметили, что не испытывали психологического дискомфорта и смогли бы пройти испытание вновь. Девушка же, которой удалось довести эксперимент до конца, вела на протяжении всего времени дневник, и те ощущения и переживания, которые она в нем записала, заставили психолога вздрогнуть.

Резюме

Таким образом, гипотеза эксперимента подтвердилась на 96%. И предположение о том, что подростки бояться оставаться наедине с собой, не в состоянии познать свой внутренний мир и личностно развиваться, можно считать подтвержденным фактом. Причиной тому является социальная среда, в которой живет и воспитывается современная молодежь, она в корне отличается от той, в которой жили и воспитывались их родители и педагоги. Подростки меньше думают о профессиональной реализации, практически не ведут активный образ жизни, понятия «творить» и «познавать» им чужды. Духовными ценностями современной молодежи являются материальная стабильность, уверенность в себе и обеспеченная семейная жизнь. Пытаться изменить это мировоззрение, все равно, что сражаться с ветряными мельницами: движение есть, а результат нулевой. Старшему поколению это сложно понять, а значит необходимо принять как издержки ХХР†века. И, конечно, уделять этим темам, больше внимания, раскрывая в них причинно - следственные связи и жизненные закономерности. И помните слова великого французского философы Блеза Паскаля: «Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами - поэтому и считаем, что они переменились».