: Психологическая служба - Диалог с психологом - Речевой этикет

Речевой этикет

Речь – это показатель ума.
Сенека

Как говорит современный подросток

Язык подростков ХХI века не всегда понятен их родителям и учителям и школьному психологу, чья непосредственная обязанность – поиск взаимопонимания с юным поколением. Совсем нелишне было бы разобраться, какой смысл вкладывают его подопечные в свои слова. Тем более что особенности лексикона молодежной субкультуры, похоже, отражают и своеобразие менталитета молодых людей.

Любой жаргон представляет собой специфический лексикон определенного круга лиц, с их точки зрения наиболее четко выражающий их особые интересы и помогающий дистанцироваться от тех, кому в этот круг доступа нет.

Подростковый жаргон выполняет в принципе те же функции, причем первостепенным становится стремление «зашифроваться» ради сохранения своей автономии от «чужаков», главным образом старших. К тому же, подобно психологам, именующим склонность диспозицией, а влечение – драйвом, носитель молодежного субкультурного жаргона обретает иллюзию наиболее адекватного выражения понятий, особо значимых для него и ему подобных, но малодоступных для других. Поэтому особенности этого специфического лексикона весьма показательны и для отражаемого им мироощущения.

Те, чье взросление пришлось на 60–70-е, наверное, припомнят, что и в ту далекую пору подростки стремились обособиться от старших в своей языковой непохожести. Однако их жаргон был совсем иным, чем нынешний. В то время не только в столицах, но и в провинции было в большой моде наивное западничество – утомленному казенным лицемерием и бытовой скудостью обывателю, молодому особенно, из-за железного занавеса виделись одни райские кущи. Это выливалось в повальное увлечение англо-американской поп-музыкой и поверхностное копирование облика хиппи. Соответственно, и молодежный жаргон изобиловал корявыми англицизмами: пипл (people) – народ, люди; шузы (shoes) – ботинки и вообще любая обувь; батл (bottle) – бутылка и т.д.

Доморощенные хиппи быстро приобщились к заморской моде на «расширение сознания». И хотя в то время эта пагубная тенденция не стала массовой, она «обогатила» молодежную субкультуру элементами жаргона наркоманов – типа облом, прикол, отстой, улет и т.п. Показательно, что этот сегмент лексикона сохранился по сей день – вероятно, в силу того, что в последние годы отмеченная тенденция, увы, заметно усилилась. А вот англицизмы по мере разочарования в западных «прелестях» постепенно вымывались из молодежного языка (сегодня это явление присуще лишь узкому арго компьютерных фанатов).

Казалось бы, надо порадоваться патриотизму молодежи, проявляющемуся хотя бы в такой форме. К сожалению, радоваться особенно нечему, ибо слова родного языка, составляющие костяк современного молодежного жаргона, используются преимущественно в тех значениях, которыми их наделила субкультура криминальная. Да это и не есть специфически молодежная лексика. Про отмазки, разборки, наезды и откаты сегодня говорят не только безусые мальчишки, но и государственные мужи. В этом особая примета нашего времени, когда зарабатывать деньги стало чуть ли не постыдно (ибо то, что платят за работу, – это не деньги), а разводить и наваривать – почетно. Огорчает то, что такая извращенная система ценностей все сильнее овладевает умами молодежи. И, вероятно, можно даже заключить: чем больше юноша употребляет словечек из лексикона новорусского сброда, тем сильнее в нем стремление войти в этот круг. Тут даже не нужен опросник ценностных ориентаций – человек, изъясняющийся чисто конкретно, мыслит преимущественно баксами, мерсами и телками.

Как говорит современный подросток

Давно подмечено, что наиболее развитые и толковые ребята в целом менее конформны и, соответственно, менее склонны к употреблению жаргона. Их довольно высокой культуре, приобретенной вследствие развитых познавательных интересов, претит уродование родного языка, и так достаточно богатого, чтобы выразить любое понятие или суждение. К тому же их, вполне успешных в учебе, не так достают предки, и нет особой нужды шифроваться, дабы избежать осуждения.

О том, сколь немногочисленна их прослойка, можно судить хотя бы по тому, что вовсе не на них, а на их ограниченных сверстников направлена массивная реклама молодежного поп-чтива с картинками, вроде журнала с жаргонным названием «Круто». Такую жвачку для глаз беззастенчиво рекомендуют читать под партой – а чем еще заняться олигофрену на уроке? Подобные журналы, чьи создатели успешно подстраиваются под убогий лепет двоечника, призваны отвлечь «читателя» от несовершенства мира, созданного недружелюбными взрослыми – предками, училками, ментами. Другая возможность почувствовать себя полноценным человеком ему вряд ли представится.

Молодому человеку нужно обладать сильным личностным стержнем и изрядной эмоциональной устойчивостью, чтобы не сломаться под напором агрессивно насаждаемых стандартов.

Как правило, в среде сверстников подросток, умеющий изъясняться без жаргона и мата, да и к тому же постоянно получающий заслуженные высокие оценки, имеет репутацию ботана, или ботаника. К науке ботанике эта пренебрежительная кличка отношения не имеет. Она происходит от глагола работать, сокращенно – ботать. Иными словами, ботаник – это тот, кто своим трудом пытается пополнить содержание своей головы, а, возможно, при этом еще и наивно полагает, что впоследствии это поспособствует и пополнению кошелька.

По большому счету наиболее показательны для массового подросткового менталитета даже не специфические молодежные жаргонизмы и не особая склонность к их использованию, а широкое распространение малозначимых, казалось бы, «вводных» словечек (так и хочется назвать их паразитами) – короче, типа, прикинь, не тормози и т.п. Их на самом деле намного больше, но для компактности изложения разберем хотя бы эти.

Короче. Согласитесь, частенько доводится это слышать, причем нередко из одних юных уст по нескольку раз в минуту. Означает ли это, что перед нами серьезный, деловой человек, дорожащий временем и не склонный к многословным рассуждениям? Увы, вовсе нет – достаточно просто прислушаться к сказанному. Фактически многократное, даже навязчивое короче означает: «Конечно, все это можно было бы выразить интересно и подробно, но мой словарный запас настолько беден, что и слов-то подходящих мне не подобрать. Спасибо добрые дяди от образования вместо экзаменационного сочинения, которое мне точно не осилить, разрешили писать изложение. Короче, скажу как умею».

Похожую функцию выполняет и популярное словечко типа в значении вроде бы, как бы. Затрудняясь подыскать адекватную формулировку, говорящий пользуется тем, чем владеет, указывая при этом, что возможно и более точное определение, но ему оно не по силам. А призыв прикинь! заставляет слушателя самого додумать то, что в силу убожества речи оказался не в силах выразить говорящий.

Тормоз – как известно, техническое устройство для замедления и остановки движения. С недавних пор активно употребляется в молодежном жаргоне в значении «тугодум, человек недалекий, медленно соображающий». Соответственно, тормозной – «неадекватный, не умеющий быстро и правильно реагировать» тормозить – «пребывать в прострации, замешательстве». Призыв Не тормози! обычно бывает адресован человеку, который слишком долго размышляет над простыми и понятными вещами либо колеблется, не в силах принять решение. Такой призыв часто встречается и в рекламных объявлениях, адресованных молодежи, и означает: «Перестань колебаться! Скорее прими правильное решение и сделай покупку».

Как говорит современный подросток

Однако частота употребления этого слова заставляет призадуматься. Что означают упреки в тормознутости, раздаваемые направо и налево? Не проекцию ли? Помню, в годы моей работы в интернате для олигофренов меня очень забавляло, как мои воспитанники постоянно кричали друг на друга: «Ты что, дурак?». Товарищ, работавший в интернате для слабослышащих, подтвердил – его воспитанники свое раздражение от затруднений в общении выражали окриками: «Ты что, глухой?». Не слишком ли много вокруг развелось тормозов?

О связи мышления и речи на протяжении веков говорили многие умные люди – от Сенеки до Выготского. А вот американец Брюс Бартон выразился бесхитростно и прямо: «Убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа». Наверное, недаром первые тесты интеллекта были вербальными. Ну и, понятно, недаром последующие стали невербальными. Просто очень быстро выяснилось, что многих огорчает их неспособность вербальные тесты выполнить.

Наверное, прав был Сенека, считавший, что о глубине мысли свидетельствует, в частности, форма ее выражения. Конечно, для той же цели в арсенале психолога имеется и множество тестов. Но все-таки прежде прислушайтесь внимательнее, о чем, а главное – как, говорят друг с другом наши почти окончательно распустившиеся цветы жизни. Потом и тест можно провести. Вот только покажет он скорее всего то, что вы и так уже увидели. Вернее, услышали.

С.С. СТЕПАНОВ,

г. Москва

Как общаются между собой подростки?

Как общаются между собой подростки?

Школьные педагоги бьют тревогу – уровень грамотности современных детей стремительно падает. Родителям все сложнее оторвать чадо от монитора и усадить его за книгу, тогда как именно чтение закладывает основы для грамотного письма – включается зрительная память, и мы автоматически запоминаем правильное написание тог или иного слова. А если вместо книжных страниц ребенок читает сообщения на форумах, начинающиеся с «превед, красавчег»? Возможно, современный школьный сленг – это способ скрыть безграмотность?

Школьный и молодежный сленг был и, по-видимому, будет всегда. Как одна из разновидностей разговорного языка, он изменяется с течением времени и у каждого поколения сленг свой, одни слова из него уходят, другие появляются. Современные дети переписываются и говорят между собой на так называемом «олбанском» языке, где слова как слышатся, так и пишутся («аццкий», «аффтар»).

Само то, что подростки общаются между собой на своем собственном языке, совсем не удивительно и не страшно. Повзрослев, они постепенно перестают вставлять в речь своеобразные словечки, забывая таким образом школьный сленг. Но «олбанский» язык вызывает у филологов больше беспокойства – исковерканные привычные слова все чаще проникают в сочинения и рефераты.

Объяснение этому простое – невозможно каждый день писать «превед», «хоцца», а затем легко переключиться на классический литературный язык. Привыкшая к заведомо неправильному написанию рука и в диктанте автоматически будет выдавать «ашипки». Сегодня по этой же причине некоторые школьники говорят и пишут на английском грамотнее, чем на родном русском. Хорошо, если ребенок может ограничить употребление сленговых слов только общением со сверстниками, но если на том же языке он общается и с учителями и родителями, стоит насторожиться – очевидно, что чрезмерное употребление сленговых выражений не лучшим образом скажется на успеваемости и грамотности тоже не прибавит.

Подростковый сленг. Как с этим бороться?

Подростковый сленг. Как с этим бороться?

Воспитывая современного подростка, многие родители сталкиваются с огромным количеством проблем, решить которые зачастую бывает очень непросто.

Одной из таких проблем можно назвать активное использование ребёнком сленга и ненормативной лексики. Действительно, речь современной молодёжи буквально кишит жаргонизмами и «крепкими» словечками, среди которых легко можно услышать слова из жаргона заключённых, наркоманов, алкоголиков, неверно переведённые слова из английского языка.

Часто встречаются и такие выражения, которые звучат вполне прилично и литературно, но, извлечённые из контекста, теряют свой первоначальный смысл: «Не тормози!» или «Не парься!».

По мнению лингвистов, такое явление, как молодёжный сленг, существовало всегда. Например, как следствие гражданской войны и разрухи стало появление в языке беспризорников таких слов, как «лафа», «буза», «бузить» и др. А 70-е годы XX века подарили «балдеть», «потрясно», «кадрить».

Названные жаргонизмы постепенно уходят в прошлое, и в речи современных подростков появляются новые слова, отражающие, по мнению психологов, нашу действительность. Причём, огромное место в сленге подростков занимают слова, относящиеся отнюдь не к учёбе и работе. Современный молодёжный жаргон в большей степени описывает внешность человека, его одежду, свободное времяпровождение, вредные привычки и др. Именно данный факт заставляет многих родителей начинать борьбу с молодёжным жаргоном.

Психологи называют несколько причин, по которым подросток начинает употреблять в своей речи сленг и ненормативную лексику. Первой и, наверное, самой главной причиной этого можно назвать элементарную бедность лексикона ребёнка.

Современные дети огромное количество времени проводят за компьютером, смотрят телевизор, общаются со сверстниками. И всё реже можно встретить подростка, увлекающегося чтением книг классической литературы. Стоит ли удивляться, что ребёнку для выражения мыслей и чувств сложно отыскать в своём лексиконе подходящее слово?

Следующей причиной, заставляющей подростка прибегать к сленгу, является стремление в этом возрасте к разнообразию. Ребёнок выражает таким образом протест, не желая принимать правила, придуманные взрослыми. Кроме этого, подросток испытывает непреодолимое желание выделиться и даже шокировать.

Многие же подростки заявляют, что попросту не желают, чтобы их поняли окружающие, поэтому и употребляют сленг.

Как реагировать родителям, столкнувшимся с тем, что их чадо нет-нет, да и употребит то или иное странное, шокирующее выражение?

Многие психологи склоняются к мнению, что употребление молодым поколением сленга относится к атрибутам молодёжной моды, которую многие представители старшего поколения не понимают и отвергают: пирсинг, татуировки, дреды и др. Объявляя открытую войну молодёжному жаргону, можно добиться противоположного результата: ребёнок ещё активнее станет использовать в своей речи жаргонизмы и нецензурную брань.

Попробуем дать несколько советов, которые помогут если не полностью исключить из речи подростка сленг, то значительно сократить частоту его употребления.

Во-первых, необходимо проанализировать собственную речь. Возможно, Вы сами тоже позволяете себе изредка употребить крепкое словцо? Станьте примером для своего ребёнка, очистите свою речь, научитесь контролировать себя, используя в разговоре лишь литературные слова.

Во-вторых, познакомьте подростка с интересными для его возраста литературными произведениями. Не надо его насильно заставлять их читать. Просто перескажите ему какой-нибудь увлекательный эпизод, остановитесь на самом интересном месте…Можно организовать совместное чтение интересных книг, сделав это семейной традицией. Получасовое ежевечернее чтение классической литературы не только обогатит словарный запас Вашего чада, но и поможет Вам сблизиться, найти общие интересы.

Кроме этого, можно объяснить ребёнку происхождение того или иного жаргонизма. Может быть, узнав о том, что данное слово употребляют в кругу убийц и воров, Ваш сын или дочь исключат его из своего лексикона.

Можно попробовать пойти с подростком на компромисс, договорившись, в каких ситуациях употребление сленга недопустимо. Речь может идти об общении с младшими детьми, с больной престарелой бабушкой, в присутствии гостей и др. Таким способом Вы, конечно, не искорените целиком из речи ребёнка жаргон, но заметно снизите частоту его употребления и исключите возможность возникновения неприятных и конфузных ситуаций.

Что касается ненормативной лексики, то здесь подросток должен для себя чётко уяснить, что её использование говорит не о его «крутости», а о невоспитанности и необразованности. Он должен понять, что воспитанный человек, уважающий в первую очередь себя, никогда не станет использовать мат в своей повседневной речи. Тем более недопустимо произносить подобные слова в присутствии женщин, детей, в общественном месте.

Можно попробовать завести специальную тетрадь и предложить подростку увлекательное занятие: создание собственного словаря замены бранных слов и жаргонизмов литературными словами.

Безусловно, привить подростку речевой этикет, культуру и чистоту речи, довольно непросто. Средства массовой информации, Интернет сайты, молодёжные журналы, друзья и приятели из разных социальных слоёв – всё это влияет на речь подростка. И всё же в наших силах расширить словарный запас ребёнка, способствовать его обогащению и очищению от всякого рода бранной лексики и исковерканных английских слов.

«Нетикет» - этикет в интернете и компьютерных сетях

Существует ли этикет в Интернете? Ведь там нет ни законов, ни традиций, пришедших из глубины веков. Анонимность и удалённость пользователей друг от друга делают невозможным общественное порицание.

Этикет тем не менее есть. И это доказывает, что люди стремятся к цивилизованным нормам общения, даже когда никто не навязывает их извне.

«Сетевой кодекс чести называют «сетикет» или, чаще, «нети-кет» (от сочетания слова «этикет» с английским net - «сеть»).

Этикет во Всемирной паутине - так обычно расшифровывается сокращение www (World Wide Web), символизирующее Интернет, - берёт начало от этикета локальных компьютерных сетей, объединяющих группу пользователей. Нормы локального этикета основаны на корпоративной этике и сохранении коммерческой тайны. Часто они оформлены в виде служебных инструкций.

Так, работникам, которые пользуются локальной сетью, не разрешается передавать кому-либо свой личный пароль для входа в систему. Оставляя рабочее место более чем на 10 минут, следует отключить программы, работающие при сетевой поддержке, или предупредить об этом сетевого администратора. При перемещении большого объёма данных с одного компьютера на другой рекомендуется разделить данные на небольшие пакеты, чтобы не перегружать работу сети.

Не разрешается устанавливать новое программное обеспечение без консультации системного администратора, а также пользоваться сетевой почтой для личной переписки.

Системный администратор - специалист по работе компьютерных сетей - может контролировать содержание всех документов, находящихся в компьютерах сотрудников. Этикетное и этичное поведение для него состоит в том, чтобы не использовать эту информацию кому-либо во вред, а также в личных целях.

Подростковый сленг. Как с этим бороться?

Современные этикетные правила пользования Интернетом включают:

Хороший тон требует от создателей Интернет-сайтов и страниц не злоупотреблять тяжеловесными иллюстрациями и флэш-эффектами, которые замедляют загрузку. Опция отключения иллюстраций, которую включают некоторые веб-мастера, облегчает просмотр страницы и демонстрирует уважение к пользователю.

Несмотря на то, что Всемирная сеть не имеет границ, сайты подчиняются законам, которые действуют на территории страны, где они созданы. Интернет-ресурс может быть закрыт за пропаганду насилия и национальной розни, подрывную и антигосударственную деятельность.

Понятие авторского права также существует в Интернете, хотя более на этикетном, чем на законодательном уровне. Так, запрещено публиковать тексты или фотографии без согласия авторов.

Цитируя информацию с Интернет-сайта, необходимо дать на него ссылку. Не разрешается использовать данные, взятые из Интернета, в коммерческих целях.

Сайты эротического и порнографического содержания не следует делать общедоступными, так как их могут увидеть дети.

Подростковый сленг. Как с этим бороться?