: Психологическая служба - Диалог с психологом - Почему современные дети могут учиться, но не хотят

Почему современные дети могут учиться, но не хотят

Бычкова Вероника Евгеньевна

Как ни странно это прозвучит, но современные дети часто не хотят учиться по очень простой причине: они совершенно не знают для чего это нужно. Наши дети не такие, какими были мы. Это банальная истина, но в быту она часто забывается. Ребёнок не понимает, когда ему говорят: «Ты должен учиться, потому что это твоя обязанность, такая же, как обязанность взрослых – работать».

Для современных детей объявление о том, что они должны учиться – пустой звук. Они, в силу небольшого возраста, в большинстве своём, не очень способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через 10 лет – непосильный труд для их разума. Ни дети, ни даже подростки не способны ни приоритеты расставить по порядку за неимением ещё соответствующей внутренней иерархии ценностей, ни в будущее заглянуть, потому как это будущее в их голове – ещё сущий призрак. Соответственно, риск подросткам не оценить, последствия плохой учёбы – не представить, всё как – то расплывается и меркнет. К сожалению, взрослые часто допускают одну и ту же ошибку – им кажется, что дети будут взрослых слушаться только потому, что они говорят правильные вещи. А воспринимают ли, дети их как авторитетных людей – этим вопросом взрослые, почему – то, не задаются. Но изречение правильных вещей недостаточное основание для того, чтобы быть услышанным. Что же делать? Единственный выход – при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней. Объяснять нужно на доступных ребёнку примерах. Сейчас многие мечтают о бизнесе, смутно представляя, что это такое. Сумейте доказать, что бизнес:

Поэтому родители всё чаще стали обучать детей в центрах раннего развития детей, в школах искусств на музыкальном, театральном, художественном отделениях, на компьютерных курсах, занятиях по английскому языку. Не жалеют денег на репетиторов по понравившимся или наоборот по отстающим предметам, облегчая учёбу и заинтересовывая ребёнка понравившейся перспективой. В этом родителям, как могут, помогают педагоги дополнительного образования, предлагая разные виды работы для ещё большего раскрытия способностей детей. Как бы ни хорошо проходил процесс заинтересованности и разностороннего развития ребёнка – наступает подростковый возраст! Теряется интерес не только к учёбе, но ко всему, и к жизни в целом. Довольно часто слышаться жалобы родителей: «Ничего не хочет делать, ничем серьёзным не интересуется, о будущем не думает, трудиться не умеет, только развлекается!» Почему так происходит? Современные подростки очень рано начинают задаваться смыслом жизни, привычно задавая этот вопрос родителям: «Как у вас со смыслом жизни, мама и папа, для чего вы живёте на свете?» На что родители, как правило, отвечают: «Мы живём, чтобы вас вырастить, дать приличное образование, думаете легко это сейчас? Везде сокращения, люди в возрасте уже не нужны, в хорошую фирму можно устроиться только по знакомству». Подросток обескуражен! Получается, что до женитьбы один смысл жизни – развлекаться, пока молодой, прежде чем завести семью и зарабатывать на её благо и процветание. И что мы хотим после этого! Остаётся только обращаться за помощью к психологам, но и педагог дополнительного образования может вовремя почувствовать этот момент и направить подростка в нужное русло, ведь юность – самый романтический период в жизни! Прекрасные иллюзии первой любви и настоящей дружбы – об этом мечтают в юности. Это не чуждо и современному поколению, главное вовремя подсказать подростку смысл жизни, ЛОЗУНГ, с которым надо следовать по жизни. В течение 20 лет в нашей стране наблюдается острый дефицит лозунгов с духовной тематикой. В девяностые годы прошлого века лозунг: «Деньги решают всё!» и «Обогащайтесь любыми способами!» был бодро подхвачен широкими массами смышлёного и (не очень) населения страны, но получилось не у всех.

Во втором десятилетии 21 века с появлением неформальных объединений «Готы» и «Эму» - появился лозунг: «Нет в жизни позитива!» Поэтому одна из задач взрослых – показать подростку разнообразие окружающего мира, и, если это не сделано, то сектор круга, из которого ребёнку придётся впоследствии выбирать, окажется очень узким. Потому как современные подростки часто прагматичны и рассуждают иногда куда практичнее, чем их родители. Например, бытует мнение, что, если у родителей нет денег на престижный институт, то, получать какое – то образование вообще и не надо. Вот тут и проявляется противоречие, характеризующее личность современного подростка.

С одной стороны – практицизм, а с другой – юношеская потребность в романтике. Вещи несовместимые, и зачастую практицизм побеждает, зачёркивая всё остальное, хотя душа просит чего – то ещё. И хорошо, если это будет литература или кинематограф (можно ведь представить идеальный вариант развития событий, хотя где ещё искать ответы на вопросы, на которые не могут ответить взрослые). Ведь книга – извечное прибежище мятущейся русской души с вечным вопросом: «Что делать?» И зачем только Чернышевский его задал? Как говорится: жили бы себе спокойно и жили. И здесь, мне кажется, родителям надо более спокойно воспринимать увлечение подростков мистикой, парапсихологией, ведь опираясь на прогнозы великих экстрасенсов мира – всё новое поколение второй половины 21 века будет обладать экстрасенсорными способностями. И то, что подростки эти качества пытаются в себе развить уже сейчас – не так уж и плохо. Ведь современные подростки не хотят и не будут, к сожалению, читать «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, «Вишнёвый сад» АЧехова, а «Война и мир» Л.Толстого, хоть и изучается в рамках школьной программы, но всё – равно читается учениками кратком (лучшем случае) изложении. И, если подростки читают Саги о вампирах, оборотнях – не так уж это и плохо, так как там раскрываются те же человеческие чувства и проблемы: первая романтическая любовь, дружба, предательство, проблема выбора, чёткая жизненная позиция. И, если подростки не читают классическую литературу, то где им ещё узнавать о том, какие бывают ситуации в жизни, как решать проблемы? Очень не хотелось бы, чтобы подростки искали ответы на вопросы в подворотнях! Поэтому сменяются века, мировоззрение людей, уровень мышления, привычки, но человеческие чувства, а вместе с этим психологические проблемы всё те – же! И, если подростки не читают классическую литературу, то пусть в современных книгах и музыке черпают ответы на интересующие их вопросы. И всё же родители в состоянии найти «золотую середину» в сомневающейся душе ребёнка и быть теми людьми, с которых подросткам хотелось бы брать пример.

Как помочь подростку учиться жить в современном мире

Моим родителям очень не нравилось, когда я с друзьями шел из школы не домой, а сразу на прогулку или к одноклассникам в гости. В моем детстве по-другому было сложно поступать, потому что не то что сотовых – домашних телефонов у нас не было!

А сейчас современный подросток после школы часто остается на дополнительные занятия, посещает пару платных курсов (иностранные языки, программирование, математика), успевает сходить в «художку» или в «музыкалку» и потом, сделав наскоро уроки, без сил падает в кровать.

И при этом почти круглосуточно бывает «онлайн», отвечая на бесконечные сообщения в социальных сетях, просматривая и публикуя фотографии в инстаграмме, слушая музыку и смотря видеоролики на ютубе.

Наши дети растут в другую эпоху – в век переизбытка информации

Совершенно естественно, что родителям хочется помочь своим чадам не заблудиться на просторах Интернета, не попасть на удочку мошенника или цифрового маньяка, не промотать свою жизнь в сети. Они не оставляют им свободного времени для того, чтобы «тупить» в Интернете, стараются занять их чем-то полезным для развития.

Я много работаю с подростками и вижу, что в этом усердии родители часто перегибают палку. Чтобы понять, где же золотая середина между безудержной активной заботой о развитии детей и халатном, попустительском к этому отношении, нужно разобраться в психологических характеристиках современного мира и молодого поколения. Ни для кого не секрет, что количество информации, которое приходится воспринимать современному человеку, увеличилось многократно за последние 10-15 лет, и этот информационный поток продолжает расти. Природа так устроена, что все живые организмы стараются максимально адаптироваться к изменяющимся условиям, а человек, как известно, в способностях адаптации превзошел всех животных.

И поэтому наши дети более адаптированы, чем мы, люди прошлого века

Помня об этом, не стоит сильно тревожиться о том, что дети не осилят мощный поток информации, не стоит стараться его ограничивать, отбирая телефоны и планшеты, запрещая сидеть в социальных сетях.

Мышление современных детей и подростков работает иначе, чем у людей старшего поколения

О его особенностях есть замечательный документальный фильм – «Клиповое мышление», рекомендую его посмотреть. В нем подробно рассказывается о различиях клипового и понятийного мышления, рассматриваются плюсы и минусы того и другого.

Особенно важной для нашей темы мне показалась мысль о том, что клиповое мышление – это не хорошо и не плохо, это адаптационный механизм психики человека в условиях переизбытка информации.

Однако, я скорее не соглашусь с авторами фильма в том, что способность клипово мыслить в современном мире – это залог успеха. Я думаю, что уметь «глубоко копать», понимать заложенные в больших художественных произведениях смыслы – это тот навык, который учит молодого человека серьезно размышлять над своей жизнью, планировать ее в долгосрочной перспективе, учит критическому мышлению и способности не поддаваться манипуляциям.

Не получается ли так, что заботливый родитель вместо того, чтобы помочь подростку сориентироваться в потоке информации, для его же развития старается нагрузить его еще большим количеством различных занятий?

Это желание родителя в основе своей опирается на неверие в то, что подросток способен сам понимать, что ему нужно. Якобы, если оставить его в покое, то случится что-нибудь страшное: попадет в плохую компанию, впадет в зависимость, начнет курить, материться, воровать... Или попросту будет целыми днями бить баклуши и вырастет никчемным человеком.

Работая школьным психологом, я в последнее время укрепляюсь во мнении, что мир сошел с ума в бешеной гонке за достижениями. Учителя страшат пятиклассников предстоящими ГИА и ЕГЭ, родители перегружают детей дополнительными платными занятиями и кружками, дети просто не знают, куда от этого всего деться. И те из них, кто послабее – выдают невротические реакции или заболевают, а кто поздоровее – разгружают свой мозг бессмысленным времяпрепровождением в сети.

Чтобы ваш ребенок не стал жертвой рекламы, не шел на поводу у большинства, не поддавался соблазнам современного мира, нужно не ограничивать или запрещать ему доступ в Интернет, не загружать его массой «полезных для его развития» занятий, а учить понятийному мышлению, учить понимать суть явлений, разбираться, чему стоит уделять внимание, а чему – нет.

Автор: Ананьев Андрей Сергеевич

Проблемы ценностей современных подростков

Современный подросток хочет иметь интересную работу, хорошую семью, материальный достаток, друзей, здоровье, красоту и славу. Чаще всего, как показывает тестирование, такие социальные ценности интересуют подрастающее поколение, и именно в таком порядке. Ко всем перечисленным благам земной жизни неизменно прикладывается не озвученное: «Жизнь должна быть легкая, получить от жизни надо все хорошее по максимуму».

И ради этих ценностей терзается современный подросток, выбиваясь из сил и напрягаются по полной программе его родители. Или не напрягается, и родителей богатых не имеет, но тоже хочет изловчиться иметь все. Если чего-то не будет хватать из этого набора, то кажется, что теперь молодому человеку придется перенести тяжесть немого осуждения или даже прямых людских насмешек. Этот социальный стандарт задан обществом, а современное подростковое сообщество называет «отстоем» или «лохом» тех, кто своей постоянной жизненной позицией сделал что-то большее, чем земные блага. Конечно, подростки беспокоятся, удастся ли им занять достойное место в этом мире, добиться поставленных задач.

Сооружён большой стадион с трибунами на восточной стороне города.

Кроме социальных у подростка в арсенале целый набор ценностей душевных. Они поддерживают хорошее настроение, занимают свободное время и объединяют подростков в сообщества: развлечения, музыка, искусство, объединения по интересам. Таких объединений огромное множество в современном мире: рокеры, байкеры, готы, эмо и т. д.

Существуют и личностные ценности, формирующие характер подростка. Самые высокие стандарты – служение обществу, миру, людям. Ради другого люди готовы рисковать, встретить опасность и даже погибнуть если это необходимо. Однако ценностями в наше время их можно назвать с большой натяжкой. Воспитание направлено на достижение ценностей земных в ущербе оказались высшие, незыблемые ценности.

Исследование времяпровождения детей свидетельствует о том, что самое ценное для них даже в 11 выпускном классе-это гуляние (100%), хотя этой возрастной группе всегда была свойственна ориентация на приобретение профессии, высокая учебная мотивация. Многие считают, что если не удастся поступить на бесплатное обучение, то можно будет учиться в каком-либо дешевом коммерческом вузе. Воспитание в духе гедонизма (получение удовольствий) -идеология современного воспитания детей. Жизнь в духе гедонизма-основа жизненной установки современной молодежи, а отсюда-отсутствие мотиваций к учебе, труду, уважение старших.

На втором месте по времяпровождению сидение перед телевизором. Оно составляет 70,8% интересов. Но, к сожалению, мы можем говорить только о растлевающем влиянии ТВ с его насилием, сексом, извращениями, ориентацией на получение денег при выигрывании…

Указанное исследование довольно ярко показывает дефицит духовного развития современных детей, что является основой развития нездорового образа жизни.

Больше всего воспитанием занимается телевидение, а оно предлагает образную имитацию действительности, причем насыщенную грубым попранием нравственности и культивированием уродливых ценностей и пристрастий:

Голливудские мультики и компьютерные игры-это пособия, по которому легко научиться лукавить, мстить, издеваться на более слабым. Такие тренажеры приучают с холодным рассудком, без эмоций, реагировать на чужие страдания, боль и даже смерть. Подросток становится общительным, напористым и весьма самоуверенным. Он способен постоять за себя и не желает придерживаться правил, склонен к противоправным поступкам в ответ на провокацию.

Поразительно часто приходится слышать на приеме: «Сын не хочет работать, спит до обеда, встанет, поест и – гулять до ночи. И так каждый день. Из дома крадет, продает и прогуливает вырученные деньги. Друзья такие же – не учатся и не работают».

Психолог не может оставаться беспринципным и лояльным к негативным проявлениям человека. Вседозволенность убивает высокие нравственные ценности личности. Мы взрослые люди, допущенные к душам детей, должны дать свою правдивую оценку поступкам и намерениям, и скупость не маскировать бережливостью, агрессивность-эмоциональностью, хитрость-мудростью, а развратность-пылкостью сердца.

Без внимания, контроля, строгости подростки быстро набирают обороты вниз. Они рядом с нами, и если мы не в силах остановить вредное воздействие окружающей среды на детей, то должны напрячься, чтобы вложить в свое потомство ценности неоспоримые, необходимые для достойной, благополучной, устроенной и надежной жизни. Мы помним, что психолог - это лекарь души, а не ее развратитель.

Корепанова Татьяна Владимировна
практический психолог

Что интересно подросткам?

Основные интересы современных подростков Общение. Общение со сверстниками – это занятие, которое интересно в принципе всем, независимо от возраста. Человек существо социальное, и просто не может жить без общения. Но, в подростковом возрасте – общение с одногодками, а также групповое общение приобретает несколько иной характер.

Общение в подростковом возрасте необходимо ребенку как воздух, он начинает искать новые знакомства, понимания среди друзей и сверстников, а также разделения его мнения и еще не оформившейся до конца жизненной позиции. Девушки и юноши часто сравнивают себя с другими людьми, сильно переживают, когда окружающие их оценивают ниже, чем они этого заслуживают. Ищут тех, кто мог бы безусловно принимать их такими, какие они есть, не оценивая, не осуждая, не сравнивая и не пытаясь «переделать». Благодаря социальным сетям и интернету, современным подросткам легче восполнить потребность в общении.

Техника. Увлечение электроникой и техникой – это классика жанра для большинства мальчиков подростков, вот уже несколько поколений. Прирожденное любопытство, живой ум и развивающееся логическое мышление помогают им разбираться во многих технических нюансах. Кто-то увлекается мотто и авто техникой, кому-то интересна сборка и ремонт компьютеров. Сегодня, когда различные гаджеты стали широко доступными, увлечение достижениями технического прогресса коснулось и девочек подростков. Практически у каждого подростка есть планшет, рабочий компьютер и смартфон – все это требует определенных знаний и навыков, которые они приобретают в процессе работы с данными гаджетами. Компьютерные игры и симуляторы. Вот это увлечение молодых людей и девушек, да и не только, которое заставляет психологов во всем мире бить тревогу. Родителям, чьи отроки стали увлеченными «геймерами» необходимо много мудрости и терпения, чтобы помочь ребенку не потерять связь с реальностью. Компьютерные игры сегодня интересны не только подросткам, но и взрослым людям, которые также проходили пубертатный этап в тот период, когда компьютерные игры только начинали набирать популярность. Особенную обеспокоенность у психологов вызывает увлечение современных подростков разного рода симуляторами. Подросток в виртуальном мире проживает жизнь, которая далека от реальности. Но, он все чаще пытается погрузиться в свою виртуальную иллюзию, потому что там проще, чем в реальности. Все виртуальные «проблемы» легко разрешаются, причем всегда есть неограниченное количество попыток, а в реальности все по- другому. Так формируется игровая зависимость, которая может провоцировать серьезные проблемы с психикой. От игровой зависимости страдают другие сферы жизни. Поэтому, современным родителям необходимо с самого детства стимулировать интерес ребенка к другим занятиям, и дозировать время, проведенное за компьютером.

Спорт. Увлечение различными видами спорта сегодня к счастью снова набирает популярность. Все благодаря активной пропаганде здорового образа жизни через СМИ. Все чаще стали говорить о звездных кумирах и их спортивных увлечениях. Спорт – это увлечение, которое не принесет вреда растущему организму. Поэтому, родителям важно всячески стимулировать и поощрять своего ребенка, если он вдруг заинтересовался спортом.

Чтение. Современные подростки стали читать намного больше, чем дети даже 10-15 лет назад. Наверное, так происходит потому, что сегодня больше доступа к разным книгам, независимо от тематики. Подросток, который полюбил чтение может увлекаться книгами слишком сильно и с упоением читать ночи напролет. Чтение книг – это безусловно очень полезное для развития сына или дочери занятие, но оно не содержит элемента активности, поэтому важно научить подростка правильно распределять свое время, чтобы уделять его и любимому хобби, и общению, а также и физической активности.

Внешность. В подростковом возрасте молодые люди часто очень озабочены своей внешностью. В большинстве случаев это связанно с просыпающимся интересом к противоположному полу. Девочки стремятся нравиться мальчикам, парни пытаются произвести впечатление на девочек. Девочек начинают интересовать косметика, они учатся ее использовать, а также они интересуются модой и стилем. Парни начинают следить за своим телом, работать над мышцами, также интересуются модными и стильными новинками. Интерес к собственной внешности – это естественное явление, но родителям нужно следить за тем, чтобы их чадо не впадало в крайности, и заботилось не только о наружном, но и о внутреннем мире.

Музыка и танцы. Танец, как способ самовыражения и просто получения удовольствия, становится интересным еще маленьким деткам. Они, заслышав веселую и энергичную музыку начинают двигаться в такт. Но, в подростковом возрасте формируются музыкальные вкусы, опять же под влиянием моды и окружающей группы. Танцы интересуют старшеклассников все больше, поэтому они даже если не занимаются ими профессионально, то обязательно ходят в клубы и на дискотеки, где сочетают и общение, и прослушивание музыки, и танцы.

Сериалы и фильмы. Сериалы и разные художественные фильмы были интересны большинству подростков, начиная с момента появления телевиденья и кинотеатров. Походы в кино – излюбленное занятие молодежи уже нескольких поколений. Сегодня же, увлечения фильмами и сериалами набирает обороты за счет доступности их в интернете. Можно, например, например, скачать сериал и за день просмотреть все серии. Но, важно также в этом вопросе следить за соблюдением баланса. Круглосуточный просмотр сериалов и фильмов не принесет пользы молодому человеку.

Коллекционирование. Это тоже не новый вид хобби, но все же он интересен современным подросткам. Коллекционировать молодые люди могут все, что угодно – от плакатов с любимой футбольной командой, до предметов старины.

Фотография. На сегодняшний день возможность фотографировать и фотографироваться появилась практически у каждого подростка. Относительно недавно стали широко доступными гаджеты со встроенной фото и видео камерой. Появление социальных сетей привело к тому, что наши сыновья и дочери все чаще стали фотографироваться и фотографировать, чтобы поделится сделанными снимками со своими друзьями. Станет ли увлечение подростка полезным в будущем Некоторые увлечения подростков настолько захватывают их, что они связывают с этим занятием всю свою жизнь и профессию. Родителям важно вовремя заметить способности ребенка, и отличить временное увлечение, от дела которое помогает ребенку реализовывать свои таланты. Внимательно рассмотрите потенциал ребенка, помогите ему реализовать свои способности и приобрести профессию, которая будет ему интересна на протяжении всей жизни.

Чем бы ни интересовался старшеклассник, большинство его увлечений пройдут вместе с переходным возрастом. Поэтому, если вы видите, что ребенок очень сильно увлекается чем-то, что на ваш взгляд никак не пригодится ему в жизни, не убеждайте его в бесполезности этого занятия. Просто обеспечьте ему возможности для других занятий, а также попытайтесь заинтересовать тем, что на ваш взгляд больше подходит вашему ребенку. Научите ребенка не бросать своих начинаний при встрече с трудностями, а также ценить свое время и не расточать его впустую. Поддерживайте ребенка в полезных начинаниях, верьте в него и помогайте реализовывать свои таланты, тогда со временем он превратиться в сильного и успешного взрослого человека.

Источник: http://sosed-domosed.ru/chto-interesno-podrostkam