: Психологическая служба - Диалог с психологом - Дружба в молодежной среде

Дружба в молодежной среде в условиях развития нового общества

В современной России происходят социокультурные изменения, которые затронули и сферу дружеских практик молодежи. Интернет, ночные клубы, развитие шоу-индустрии - все это привело к появлению новых способов общения с друзьями, к новому пониманию дружбы как таковой. При этом возросла роль различных средств коммуникации (телефон, Интернет) в построении дружеского взаимодействия.

Социальные психологи полагают, что для молодежи 15-22 лет дружба - важнейшая часть жизни, так как другие виды взаимоотношений (семейные, родительские, трудовые, иногда и любовь) в большинстве своем еще не развиты. Наибольшей интенсивности дружеские отношения достигают в периоды юности и ранней взрослости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, частота встреч и большой объем совместно проводимого времени.

Под дружбой мы понимаем вид устойчивых, индивидуально-избирательных отношений, характеризующийся сильной эмоциональной и духовной привязанностью участников, основанной на сходстве установок, убеждений, ценностей и взаимном расположении.

Одна из новых форм дружеских практик - тусовка. Очень часто дружбой здесь называются отношения простого приятельства. Возможно, следует говорить об утрате важнейших навыков межличностного общения, эмоциональной и духовной близости. Тем не менее, эта форма практик интересна тем, что именно такие отношения наиболее тесно связаны с различными видами девиантного поведения. Наркотики наиболее легко проникают в тусовочную среду, попробовать их здесь очень просто, потому что все так делают.

Основные характеристики дружеских коммуникаций в среде современной молодежи

Специфика общения современной молодежи во многом определяется величиной дружеского круга. Дружеский круг - это некоторое число людей, которых молодой человек склонен называть друзьями.

Видимо, сегодня следует говорить о двух типах дружеских взаимодействий:

  1. Достаточно тесный дружеский круг (он включает в себя не более 10 человек). Это дружба в традиционном понимании этого слова, когда "друг" - не просто человек, с которым приятно поговорить или посидеть в одной компании. Скорее, такие отношения подразумевают тесную эмоциональную вовлеченность, поддержку и взаимовыручку.

    Таблица 1. Величина дружеского круга современной молодежи

    Количество друзей % назвавших
    0 11,3
    1 1,0
    2 4,1
    3 4,1
    4 6,1
    5 8,2
    6 6,1
    7 3,0
    8 4,1
    9 1,0
    10 8,2

    Интересно, что наиболее распространены компании из 5 или 10 человек, а дружба двоих практически не встречается. Возможно, что феномен "двух друзей" характерен для более зрелого возраста. Подросток ощущает некоторую отстраненность от социального окружения, если общается только с одним другом. Второй тип дружеских отношений можно условно назвать "тусовкой". Он менее распространен, чем первый, но 16% молодых людей называют своими друзьями более 40 человек. Это приятели, которые встречаются друг с другом время от времени, разнообразные знакомые, всех сразу и вспомнить сложно.

    Важно также отметить, что 11% подростков считают, что у них нет друзей.

    Другой характеристикой дружеских коммуникаций является частота взаимодействия.

    Таблица 2. Частота общения с друзьями, %

    Каждый день 80,4
    Один раз в неделю 2,0
    Несколько раз в неделю 15,4
    Несколько раз в месяц 1,0

    В возрасте 15-16 лет потребность в ежедневном общении с друзьями очень высока: 80% школьников видят своих друзей каждый день. Интересно, что в подростковых коммуникациях важную роль играет телефон (см.табл.3): 60% молодежи каждый день говорит с друзьями по телефону. Следует заметить, что эти два вида взаимодействия (непосредственное и по телефону) существуют параллельно. Таким образом, личная встреча не исключает долгого телефонного разговора в тот же день.

    Таблица 3. Частота телефонных звонков друзьям, %

    Несколько раз в день 43,2
    Один раз в день 17,5
    Несколько раз в неделю 31,9
    Несколько раз в месяц 4,1

    Общение в основном происходит на улице и в школе (см.табл.4). Подъезд как место подростковых посиделок перестал быть популярным (всего 6% школьников назначают там свои встречи), а Интернет как место общения привлекает почти 10% молодых людей. Вероятно, роль последнего в дружеском взаимодействии будет расти.

    Таблица 4. Локализация дружеских контактов современной молодежи, %

    Дом 16,4
    Школа 66,9
    Улица 69,0
    Подъезд 6,1
    Internet 9,2

    Состав дружеских компаний мало динамичен (см.табл.5), изменения в основном происходят очень редко (это характерно для 61% молодежи). Такая закрытость дружеских кругов способствует их сохранению.

    Таблица 5. Динамика состава дружеской компании, %

    Изменений состава компании не происходит 11,3
    Изменения происходят очень редко 60,8
    Изменения периодически бывают 24,7
    Смена состава дружеской компании происходит постоянно 1,0
  2. Друг - кто это? Дружба в системе ценностных приоритетов молодежи

    Дружба для подростков - важная составляющая жизни. Именно в этом возрасте ощущается необходимость не просто в поверхностном знакомстве, а в близком взаимодействии, в близком общении, потребность в верном друге.

    Поэтому особое значение приобретают такие характеристики образа друга, как тесное межличностное общение: друг - это, прежде всего, человек, которому можно рассказать обо всех неприятностях (72%, см.таблица 6) ; готовность прийти на помощь (70%) и, что не менее важно, возможность обратиться за помощью (65%).

    Таблица 6. Образ друга, %

    Значимые качества друга Выбор, %
    Тот, кому можно рассказать о неприятностях 72
    Человек, к которому я всегда приду на помощь 70
    Человек, к которому можно обратиться за помощью 65
    Человек, которого я готов защищать 47
    Партнер по развлечениям 39
    Защитник 18
    Партнер по делам, по работе 16
    Тот, на кого я стараюсь быть похожим 8

    Друг - это не только человек, оказывающий постоянную поддержку, но и тот, кому нужно помогать, даже защищать. Готовность защищать прослеживается достаточно четко - около половины опрошенных школьников определили друга подобным образом. Однако образ друга-защитника не столь актуален, только 18% опрошенных согласились с таким определением.

    Следует отметить еще одну характеристику, которая является немаловажной составляющей образа друга для подростков, - это партнер по развлечениям (39%), тогда как совместные дела, работа в этом возрасте не столь значимы (18%).

    Совсем небольшой процент школьников старается быть похожим на своего друга (8%). Это может свидетельствовать о том, что сегодня приобретают большую значимость индивидуальные характеристики личности, собственная индивидуальность.

    Итак, можно сделать вывод о том, что по-прежнему значимым основанием для дружбы является принцип взаимопомощи. Друг - тот, кто может оказать и психологическую, моральную поддержку, и конкретную физическую помощь, с другой стороны - видна готовность поддержать и даже защищать друга по необходимости.

    Диаграмма 1

    Диаграмма 1. Образ друга

    Дружеские отношения, безусловно, значимы для подростков. И прежде всего, здесь важна взаимная поддержка. Именно поддержка оказалась одним из первых основополагающих элементов дружбы, на которые указывали опрошенные школьники (85% - см. диагр 2).

    Вторым элементом, с отрывом от других значимых характеристик почти в два раза, следуют совместные развлечения (78%). По-видимому, развлечения становятся не только основанием для дружеских отношений, но и наиболее значимой ценностью в этом возрасте. Видимо, именно на этом строится культура тусовки.

    Диаграмма 2

    Диаграмма 2. Основополагающие элементы дружбы

    Для подростков в дружбе важно общение, постоянное взаимодействие. Отсюда такие составные элементы дружеских отношений как совместная деятельность, например, отдых, где максимум свободного времени можно проводить с другом (40%), поддержание уровня информированности - получение полезной информации (40%), общие интересы - хобби (30%).

    Чувство защищенности как основополагающий элемент дружеских отношений выбрали только 24% опрошенных школьников.

    В подростковом возрасте система дружеских коммуникаций формируется без внешнего стимулирования, и дружеские отношения между родителями не имеют принципиального значения (14% опрошенных отметили, что в их дружбе, важна, прежде всего, дружба родителей). Общая работа, дела также не являются столь значимыми в дружеском взаимодействии для этого возраста (13%), как и посещение секций (12% - подробнее о дружеских практиках см. далее). Интересно, что материальные приоритеты заняли последнее место. И Internet еще не стал основой составляющей для формирования дружбы.

    Взаимная поддержка друзей, совместные развлечения, совместное времяпрепровождение - вот содержание современных дружеских отношений. Ощущается необходимость близкого, глубокого общения, которое молодой человек может получить именно в компании друзей.

    Таблица 8. Готовность рисковать ради друга, %

    Чем готовы рискнуть всегда иногда в редких случаях
    Свободным временем 79 15 4
    Интересным спектаклем, кинофильмом 71 21 4
    Интересной вечеринкой 60 27 12
    Существенной для Вас суммой денег 38 35 24
    Поездкой на отдых 33 39 25
    Доверием учителей 20 44 34
    Здоровьем, жизнью 15 25 58
    Взаимоотношениями с родителями 7 49 41

    Для понимания места дружбы в системе ценностей молодежи показательным является вопрос "Чем бы Вы могли рискнуть ради своего друга?" Ради друга легко можно отказаться свободного времени, интересного спектакля, кинофильма, вечеринки (см.табл.8). Более значимыми оказываются материальные соображения - менее 40% школьников готовы пожертвовать ради друга значительной суммой денег или поездкой на отдых.

    Интересно, что дружба проигрывает по значимости отношениям со взрослыми (родителями, учителями), а также здоровью, жизни. Около 60% школьников предпочитают рисковать жизнью ради друга только в редких случаях. Таким образом, дружба оказывается выше сиюминутных интересов, но нельзя говорить, что дружеские отношения становятся самыми важными в жизни подростка (авторитет взрослых, их мнение все еще имеет для него решающее значение).

  3. Дружеские практики

    Каковы же повседневные практики дружеского взаимодействия? Это, прежде всего, развлечения, приятное времяпрепровождение и взаимная поддержка (см.табл.9).

    На вопрос: "Что вы делаете вместе со своими друзьями?" - более 70% опрошенных девятиклассников ответили: "Развлекаемся". Причем это происходит достаточно часто и постоянно (всегда и часто - по 36%). Одной из самых распространенных форм развлечений являются дискотеки. Большинство опрошенных вместе с друзьями посещают дискотеки: время от времени это делают 30%, часто и всегда - 23% и 18% соответственно. По-видимому, дискотеки становятся тем местом, где можно не только приятно провести время, но и приобрести новые знакомства, найти новых друзей. Специфической чертой, характеризующей практики взаимодействия подростков сегодня, становится стремление к развлечениям, приятному времяпрепровождению. Подобное является немаловажными ценностями в этом возрасте и становится основными практиками дружеского общения.

    Таблица 9. Практики дружеского взаимодействия, %

    Дружеские практики Частота осуществления
    никогда редко иногда часто всегда
    Развлечения 1 9 11 36 36
    Решение каких-либо жизненных проблем 5 8 34 30 16
    Посещение дискотек 8 14 30 23 18
    Просмотр TV, видео 7 27 33 21 5
    Посещение театров, кинотеатров 11 29 38 14 4
    Совместная подготовка к домашним заданиям 20 26 35 12 1
    Употребление алкоголя 45 23 13 8 2
    Курение 69 9 3 4 5
    Подрабатывание 54 26 6 2 7
    Употребление наркотиков 89 3 0 1 0

    Другой специфической характеристикой дружеского взаимодействия оказалось решение жизненных проблем. Хотя если практика развлечений осуществляется часто и всегда (36% и 30% соответственно), то разрешение проблем занимает меньшее время (часто - 30%, и только 16% всегда). Но, тем не менее, взаимная поддержка друзей, совместный поиск выхода из трудной ситуации являются важными составляющими системы дружеских практик, что характеризует дружбу подростков как глубокое межличностное взаимодействие.

    Следующая группа повседневных дружеских практик - это какая-либо совместная деятельность, осуществляющаяся с достаточной периодичностью, например, 30-40% школьников иногда вместе с друзьями смотрят TV, видео, ходят в кинотеатры, даже вместе готовятся к домашним заданиям. Однако приятное времяпрепровождение в дружеской компании ценнее, нежели совместные учебные дела (все-таки 20% школьников никогда не делают вместе с другом домашние задания). Также в этом возрасте еще не стоит вопрос о зарабатывании денег - совместная с другом работа не является характерным примером практик дружеского взаимодействия (54% никогда не подрабатывают, 26% делают это редко).

    Стремление к развлечениям, возможно, должно сопровождаться дополнительными "веселящими средствами", такими как алкоголь, наркотики, курение. Судя по ответам школьников, ничто из этого списка не составляет повседневных практик. Однако можно сказать, что употребление алкогольных напитков вместе с друзьями происходит чаще, чем курение - редко 23%, иногда 13%, тогда как курение - 9 и 3% соответственно. Но, с другой стороны, можно предположить, что курить можно и в одиночку, для этого не нужна компания друзей. Отношение школьников к наркотикам выглядит следующим образом: 89% опрошенных никогда не употребляют их вместе с друзьями, 3% - редко, но имеют подобный опыт, 1% - часто, часть же школьников (7%) вообще отказалась отвечать на подобный вопрос.

    Таблица 10. Отношение школьников к социально не одобряемым практикам, %

    Социально не одобряемые практики Возможность осуществления в компании друзей
    невозможно возможно только изредка возможно личное участие
    Употребление алкоголя 40 32 18 8
    Курение 57 19 16 7
    Хулиганство для развлечения 64 16 13 5
    Свободные сексуальные отношения 73 9 12 2
    Курение "травки", употребление таблеток 90 2 4 1
    Употребление наркотиков 95 0 2 0

    Сразу следует оговориться по поводу социальной нагруженности самой формулировки вопроса: "Выскажите свое мнение к следующему времяпрепровождению в дружеской компании". Это, возможно, повлекло за собой некоторые искажения, так как употребление алкоголя, наркотиков, свободные сексуальные отношения считаются практиками, не одобряемыми обществом. Да и сама ситуация интервью - опрос в классе, с присутствием учителя - требовала от школьников некоторой мобилизации и заведомо правильных ответов. Как нам кажется, особенно это сказалась при выборе позиции "личное участие". Здесь ни один пункт не набрал достаточно значимых процентов, чтобы говорить о том, что среди опрошенных нами школьников широко распространены подобного рода практики. Но, тем не менее, у половины из опрошенных в компании возможно употребление алкоголя (32% - возможно только изредка, 18% - возможно), причем меньшее число школьников (40%) ответили, что это невозможно. Курение практикуется реже: для 57% это невозможно. Судя по ответам, нельзя утверждать, что современные подростки - хулиганы, т.к. все-таки 64% считают подобного вида практику не допустимой в их компании. Однако около трети школьников: 19% только изредка, а 16% в принципе, - допускают возможность ради собственного развлечения хулиганить. Что касается свободных сексуальных отношений в компании, то большинство считает это невозможным (73%), остальная же часть допускает отношения подобного рода. Распределение ответов на вопрос о наркотиках не позволяет сделать вывод о наркотизации подростков. Однако любопытен тот факт, что скорее возможны практики употребления "травки", таблеток, чем наркотиков вообще (разница 5%). Отсюда может возникнуть проблема непонимания риска употребления наркотиков, некоторое смягчение информации. В сознании подростков разделяются понятия о легких наркотических веществах и более серьезных, таких, как, например, героин, вызывающих зависимость и повышающих опасность заражения СПИДом.

    Одной из специфических форм дружеских практик является общение через Интернет. У 18% школьников есть друг в сети Интернет, а 23% общаются в чате. Тем не менее, у большинства школьников подобное общение занимает незначительное количество времени (см.табл.11). Те, кто проводят в чате все свое время или больше половины, составляют 14%. Эта цифра невелика, но можно говорить, что Интернет уже занял прочное место как особый вид дружеских коммуникаций.

    Таблица 11. Количество свободного времени, уходящее на общение в чате, %

    Все свободное время 9
    Больше половины 5
    Около половины 14
    Меньше половины 24
    Незначительное количество времени 48

    Подводя итог, можно сказать, что специфической чертой, характеризующей практики взаимодействия подростков сегодня, становится стремление к развлечениям, приятному времяпрепровождению. Подобное является немаловажными ценностями в этом возрасте и становится основными практиками дружеского общения. Причем развлечения и дружеское общение вообще часто сопровождаются употреблением алкогольных напитков, что, возможно, служит неким ритуалом взросления.