Компьютерная комплексная диагностика «Профиль»
Программа компьютерной обработки и тестирования «Профиль» разработана научно-производственной фирмой «Амалтея», Санкт-Петербург.
Методики, составляющие диагностический комплекс
Блок I. Диагностика профессиональных интересов и склонностей
- Матрица выбора профессии (Г. В. Резапкина)
- Определение профессионального типа личности (модификация методики Дж. Холланда)
- Методика «Профиль» (модификация «Карты интересов» А. Е. Голомштока)
Методики первого блока позволяют:
- сделать предварительный выбор профессии на основе двух критериев - предмета и вида труда, и получить информацию из словаря профессий о содержании, профессионально важных качествах и медицинских противопоказаниях 200 профессий, приведенных в Матрице (Матрица выбора профессии)
- попарно сравнить 60 профессий, относящихся к разным типам по Дж.Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Е.Климову, сделав, таким образом, более корректный выбор, чем в прежних вариантах методики (Определение профессионального типа личности)
- выявить склонности к одному из видов профессиональной деятельности (по десяти видам возможных направлений профессиональной деятельности: физика и математика; химия и биология; радиотехника и электроника; механика и конструирование; география и геология; литература и искусство; история и политика; педагогика и медицина; предпринимательство и домоводство; спорт и военное дело)
Блок II. Диагностика особенностей интеллектуальной сферы
- Методика «Эрудит» (ШТУР под ред. К. М. Гуревича в модификации Г. В. Резапкиной)
- Тип мышления (в модификации Г. В. Резапкиной)
- Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан)
Методики второго блока позволяют:
- определить уровень усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных операций и развития вербального интеллекта учащихся 8-11-х классов
- уточнить индивидуальный способ преобразования информации (отражающих особенности четырех типов мышления: предметно-действенного, абстрактно-символического, словесно-логического, наглядно-образного, а также уровень креативности)
- выявить уровень развития невербального интеллекта, способность к выводу закономерностей на основе анализа и синтеза невербальной информации
Блок III. Диагностика особенностей коммуникативной и эмоционально-волевой сферы
- Тест эмоций (модификация теста Басса-Дарки)
- Оценка эмоционального интеллекта (модификация Н. Холла)
- Опросник «Определение уровня внутренней свободы»
Методики третьего блока позволяют:
- оценить проявления различных форм агрессии
- оценить сформированность таких важнейших компонентов эмоционального интеллекта, как самосознание, самоконтроль, самомотивация, эмпатия, навыки взаимодействия
- определить уровень субъективного контроля личности (на выявление сформированности ответственности за обстоятельства своей жизни)
Как элементы некого «психологического конструктора», методики каждого психодиагностического блока рассматриваются комплексно: информация, полученная с помощью одних методик, обычно перекрывается и уточняется другими. Сочетание нескольких разноплановых методик дает достоверную картину профессиональных интересов и склонностей подростков, позволяя рекомендовать учащимся определенный профиль обучения.